Стою на Ай-Петри я в лыжи обутый..

По мнению экологов, Ялтинским заповедником должна заняться Генпрокуратура

16 Январь 2014 905
За катание на снегоходе в заповеднике берут 100 гривен.
За катание на снегоходе в заповеднике берут 100 гривен.

Крымские чиновники не перестают высказывать откровенно абсурдные идеи о создании горнолыжного курорта на плато Ай-Петри, при этом местные и киевские экологи не устают заявлять, что развёртывание широкой туристической индустрии на Ай-Петринской яйле нанесёт огромный ущерб не только природным экосистемам, но и катастрофически скажется на водообеспечении курортов Большой Ялты и Севастополя. Вчера экологи вновь собрали прессу, чтобы рассказать о бардаке, творящемся в Ялтинском горно-лесном природном заповеднике.

Новые нарушения активисты Киевского эколого-натуралистического центра выявили с лихвой уже в начале января. В результате экологического рейда на горную вершину общественники обнаружили, что бизнес-индустрия на заповедном плато вопреки природоохранному законодательству серьёзно поставлена на поток. За сто гривен с носа туристов катают десятки снегоходов, в районе турбазы «Кичкинэ» функционируют три лыжные трассы с подъёмниками, прокатом оборудования, и неподалёку отсюда шумные компании весело жарят шашлыки, взрывают петарды. Кроме того, на плато продолжают организовывать платные конные прогулки. Затронули экологи и тему злосчастных ай-петринских шалманов, ликвидировать которые у властей не хватает духу.

- Вблизи границ заповедника, около верхнего выхода с канатной дороги, продолжают действовать многочисленные торговые точки и кафе, не имеющие разрешительных документов. Эта хозяйственная деятельность создаёт дополнительную нагрузку на Ялтинский заповедник, ведёт к разрушению природной среды плато и создаёт угрозу загрязнения водных источников, - говорит зампредседателя Крымской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов.

По подсчётам учёных Крымской академии наук, сделанных по заказу правительства автономии в 2012 году, за год Ай-Петринская яйла аккумулирует 180 миллионов кубометров чистой пресной воды, которой и питают посёлки Большой Ялты, Севастополя, сёл Юго-Западного Крыма. Вместе с тем учёные прогнозируют, что при тотальной рекреационно-хозяйственной деятельности на плато существует огромный риск химического и бактериального заражения подземных вод.

- Это ставит под угрозу здоровье жителей и отдыхающих, а также перспективы дальнейшего развития курортного Крыма, - предупреждают учёные. Но что интересно: заказчик исследований в лице Совмина АРК «положил данный отчёт на полку». Также по словам участников пресс-конференции, чиновникам и контролирующим организациям реально наплевать на многочисленные проблемы в заповеднике. Нарушений не видят ни республиканская прокуратура, ни администрация Ялтинского заповедника, ни управляющий им Рескомлес Крыма, ни Государственная экологическая инспекция АРК.

- Мы вынуждены обратиться в Генпрокуратуру и Госэкоинспекцию Украины с просьбой принять меры по прекращению незаконной хозяйственной деятельности на территории Ай-Петринской яйлы. И если контролирующие органы охраны природы Крыма не замечают этих нарушений, мы намерены провести кампанию с требованием отставки начальника крымской Региональной госэкоинспекции Петра Снегирёва, - сообщил киевский эколог Иван Парникоза.

Коснулись активисты и нелегально возведённых воздушных мостов и площадки для роуп-джампинга на зубцах Ай-Петри, о которых писала наша газета («Высокий экстрим в падающем заповеднике», 1.11.2013, «Экологи ловили коммерсантов в заповеднике», 11.11.2013). Накануне зимы этот платный верёвочный парк убрали, однако опорные металлоконструкции в скале торчат, что говорит о планах дельцов-нелегалов вернуться к заколачиванию денег в следующем сезоне.

Кстати

Зачастую администрации природных заповедников Крыма жалуются на хроническое недофинансирование, вследствие чего им, мол, и приходится зарабатывать собственные средства на «экологическом просвещении» и рекреации. Однако вот что выяснили экологи-общественники.

- Как нам известно, Ялтинский горно-лесной природный заповедник и Крымский природный заповедник финансируются хорошо, но деньги идут не туда, куда необходимо. Они не доходят до научной сферы и до изучения природы. Мы узнали, что там баньки строят, форелевые хозяйства, ульи и другие вещи, не связанные с деятельностью заповедников, - утверждает активист Киевского эколого-культурного центра Иван Парникоза.

Максим ГОЛОВАНЬ.