Вслед за гением эпохи Возрождения

26 Декабрь 2013 711
Алексей Якушечкин показывает действие коленвала, придуманного да Винчи для «танка».
Алексей Якушечкин показывает действие коленвала, придуманного да Винчи для «танка».

Крымский этнографический музей открыл необычную, первую подобную на полуострове выставку - механизмов, созданных по рисункам знаменитого итальянца Леонардо да Винчи. Над аппаратами работали симферопольские мастера, посвятившие воплощению задумки полгода.

Идея появления такой уникальной экспозиции принадлежит команде фирмы, занимающейся изготовлением игрового оборудования и программного обеспечения к нему. Поскольку энтузиасты давно хотели открыть в крымской столице Музей весёлой науки, где экспонаты совмещают в себе и познавательную, и развлекательную роли.

По словам организатора Александра Якушечкина, Леонардо да Винчи имел огромный кладезь знаний о технических разработках человечества с глубокой древности до эпохи Возрождения, искал им применение в повседневной жизни, объединяя простые механизмы в сложные. Увы, его опыт оказался в то время невостребованным, но стал применяться активно в период промышленной революции со второй половины XVIII века. Для учёного, серьёзно увлекавшегося литературой, живописью и биологией, техника была хобби: он не составлял чертежей, а только делал рисунки аппаратов - без указания каких-либо параметров будущего изобретения, зачастую намеренно вносил в них ошибки.

- Два месяца, с июня, изучались документальные материалы. Увы, до этого мы вообще не знали, как собирать механизмы да Винчи, поскольку если и видели их чертежи на выставках, то нам запрещали фотографировать, - вспоминает Александр Валентинович. - В сентябре началась сборка - и возникли первые проблемы с материалом, ведь на эскизах Леонардо модели показывались из дерева, но было непонятно, какие породы хотел использовать да Винчи. Мы использовали сосну и берёзу, привезённую из других регионов страны и собранную у наших знакомых. Затем надо было приспособить деревянные детали к работе без подшипников и смазки, поскольку при вращениях они заклинивали и перекошивались. Нам приходилось постоянно исправлять модели, к примеру, из-за рассохшейся древесины полностью разобрали домкрат, подточили его части и снова собрали.

За основу чертежей конструкторы брали эскизы Леонардо да Винчи - и получали общее представление о виде аппарата, потом просматривали работы современных последователей итальянца. При этом крымские инженеры применяли только те технологии, которые существовали в средневековье, говорит сотрудник предприятия Андрей Храпунов.

- Самым сложным для нас стала обработка дерева. Если бы началось массовое производство изобретений при жизни Леонардо да Винчи, то их наверняка делали бы из металла. Поскольку трудно выточить деревянный шарик для подшипника, не повредив заготовку - материал должен быть сухим, не рваться, не трескаться, - отмечает Андрей. - Поломали мы голову над подъёмником с храповиком и коленчатым валом для «танка» - придуманной да Винчи военной машины. В среднем на создание модели уходило полторы недели: с одной работали три дня, с другой - две недели.

Коллектив создателей знакомит с выставкой, показывая и объясняя тот или иной аппарат. Вот прожектор со свечой: деревянная коробка, внутренние стенки покрыты зеркалами, в дверке спереди вырезано специальной отверстие, куда вставлена стеклянная линза - она фокусирует на объекте свет свечи, стоящей в прожекторе. Вот уже упоминавшийся подъёмник с храповиком - для подъёма груза на высоту: крутите его ручку, потом останавливаетесь, но груз не падает, поскольку зубцы сцеплены и зафиксированы. Вот вертикальный домкрат: механизм превращает вращательное движение в поступательное, этот принцип применяется в автомобилестроительных станках. Вот парашют: огромная конструкция в форме пирамиды, покрытая льном.

- Леонардо да Винчи писал: если у человека есть шатёр из прокрахмаленного полотна шириною 11 метров и высотою 11 метров, он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя. И считал модель разновидностью планёра, «способом летать без помощи маховых движений крыльев», - поясняет Алексей Якушечкин, один из организаторов выставки. - В 2000 году британец Адриан Николас испытал парашют, прыгнув с высоты трёх тысяч метров. Всё было удачно, но на высоте шестисот метров ему пришлось бросить «пирамиду», дернув кольцо запасного современного парашюта, поскольку он опасался тяжёлых травм: при приземлении конструкция могла его задавить.

Выставка проходит в КРУ «Этнографический музей»: Симферополь, улица Пушкина, 18. Цена билета: взрослый - 30 гривен, детский - 15 гривен. Экспозиция открыта до мая 2014 года.

Алексей ЛОХВИЦКИЙ.