Рубят можжевельник? Ай-я-яй! Не слышал...

В Крым приезжал министр охраны природы. Зачем - никто не понял

21 Декабрь 2013 789
Актуальные вопросы крымских журналистов ставили профильного министра в тупик.
Актуальные вопросы крымских журналистов ставили профильного министра в тупик. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Вчера в Симферополь прибыл министр экологии и природных ресурсов Украины Олег Проскуряков, и по этому случаю для крымских журналистов собрали пресс-конференцию. Было заявлено, что высокий чиновник нагрянул с рабочим визитом, но о целях своей поездки Проскуряков сообщил весьма сухо. Дескать, приехал обсудить экологические проблемы Крыма и планы работы на 2014 год, а также отработать соглашения между органами власти автономии, Минприроды Украины и предприятиями-загрязнителями, которые должны будут модернизировать свои производства «для улучшения экологической обстановки на полуострове».

Если море исПОРТится...

Первым делом министру сообщили о том, что экологиче­ская общественность Крыма очень обеспокоена перспективами строительства глубоководного порта для перевалки грузов из Китая в Каламитском заливе. Проскурякову напомнили, что аналогичный проект постройки промышленного комплекса на озере Донузлав в 2005 году уже хотел реализовать экс-президент Ющенко, но через год под нажимом крымских экологов, учёных, СМИ и евпаторийских депутатов тогдашний глава государства отменил свой скандальный указ. Теперь, мол, история повторяется, и на сей раз специалисты аналогично считают, что создание подводящего канала глубиной до 25 метров погубит золотые пески Евпатории и Сак и, как следствие, весь курорт на западном побережье Крыма, а потому целесообразнее всего было бы перенести порт на Керченский полуостров, где уже существует индустриально-портовая инфраструктура.

- Да, президент Украины с китайскими коллегами подписал соглашение о намерениях строительства этого порта, но пока никакие документы в министерство не поступали. Для развития экономики Крыма и Украины это - важный проект, но никакие деньги не должны вредить природе. Обязательно будет экологическая экспертиза проекта, к которой будет привлечена общественность, будут слушания и экспертизы, - пообещал Олег Проскуряков. Министр предложил вернуться к этому вопросу, «когда будет какая-то конкретика в документах», а насчёт смены прописки возможного порта сообщил, что «всегда найдутся люди, которые будут возмущаться, и тут нужно найти золотую середину».

«В первый раз слышу»

Одной из «долгоиграющих» экологических проблем Крыма считается варварская вырубка можжевельника. Напомним, что законом рубка этого ароматного дерева на Украине запрещена, а продажа изделий из можжевельника до сих пор разрешена, отсюда и все проблемы, связанные с охраной вечнозелёного растения. Мы спросили у министра: что мешает украинским властям принять закон, запрещающий продажу изделий из можжевельника?

- По можжевельнику честно скажу: я не знаком с этой проблемой. Она никогда не высвечивалась, и от вас я о ней слышу впервые, - заявил министр экологии Украины. - По нашему министерству информация не проходила вообще, не было обращений ни от журналистов, ни от общественности.

- Если можжевельник в Крыму вырубают, то эти действия подпадают под криминальный кодекс, правильно? - стал вслух рассуждать Проскуряков. Затем он попросил главу Рескомприроды АРК Дмитрия Татарова совместно с крымским премьером и спикером обсудить этот вопрос и принять «какие-либо решения на местном уровне».

Затронули журналисты и ситуацию в природном заповеднике «Мыс Мартьян», находящемся в подчинении ДП «Торговый дом Никитский сад». Министру сообщили, что летом здесь водят платные экскурсии и активно отдыхают люди на диких пляжах, которые вместе с акваторией входят в границы заповедника.

- Вы считаете, что люди не имеют права загорать и купаться на территории заповедника? - переспросил министр. Дальнейший ответ был тоже незамысловатым: - Что с этим делать?
В принципе всю территорию Крыма можно объявить заповедной...

По этому вопросу своим подчинённым Олег Проскуряков поручил взять ситуацию на карандаш, но никаких конкретных мер реагирования со стороны Мин­природы пресса так и не услышала.

Максим ГОЛОВАНЬ.