Порт и курорт: возможна ли совместимость?

20 Декабрь 2013 720
Этот пляж может уйти под порт.
Этот пляж может уйти под порт. Фото автора.

Идея строительства в Сакском районе автономии глубоководного порта вызвала возражения в среде учёных и экологов, которые изложили своё мнение в открытом письме крымскому премьеру Анатолию Могилёву. Но считать обращение весомым документом пока нельзя, ведь изложенное мнение не подтверждено экспертными заключениями. Успеют ли их сделать за один-два месяца, оставшиеся до приезда китайской стороны в Крым, неизвестно. В любом случае резонансное строительство может легко сменить «прописку».

Проект «с подкопом»

Как писала наша газета, в начале декабря крымчане в составе украинской делегации в Пекине подписали с компанией «BICIM» меморандум о строительстве глубоководного порта на Западном побережье нашего полуострова. Согласно представленному известным донецким бизнесменом Алексеем Мазюком проекту инвестиционный объект расположится близ села Фрунзе Сакского района, на месте нынешних диких пляжей.

Пропустив судьбоносное для экономики республики событие в полном молчании, две недели спустя учёные Крымской академии наук и экологи республиканской ассоциации «Экология и мир» выступили против происходящего в своём открытом письме Анатолию Могилёву. Учёные мужи заявили о том, что строительство морпорта в районе озера Кизил-Яр в самом центре аккумулятивных пляжей Каламитского залива приведёт к активизации процесса размыва пляжей и завершению процесса уничтожения «золотых песков». Вследствие этого, по их мнению, придётся поставить жирный крест на перспективах развития международного Сакско-Евпаторийского бальнеологического курортного комплекса.

В качестве разумной альтернативы геологи и экологи предложили перенести строительство порта ближе к Керчи, где находится пересечение транспортных путей и экономических интересов Украины и России. Именно это, по их мнению, станет весомым аргументом в планах возрождения Великого шёлкового пути из Азии в Европу, о котором говорилось в ходе китайско-украинской встречи.

Кроме того, современный порт будет прекрасно сочетаться с запланированным подземным или мостовым переходом через Керченский пролив. Также благодаря ему Крым сможет избавиться от так называемой «бомбы замедленного действия» - перевалки грузов с борта на борт, которая происходит сейчас в керченском предпроливье и представляет собой постоянную экологическую угрозу. Упорядочить эту стихию, по мнению учёных, выгодно и Китаю, и Украине, и России.

О том, захотят ли все названные стороны строить совместные планы на будущее на одном клочке прибрежной территории, далёкие от государственной политики учёные, похоже, задумываться не стали.

На заклание?

Настораживает общественность и тот факт, что инвестором столь грандиозного для автономии строительства выступает принадлежащая китайскому бизнесмену Вен Цзину компания, которая до сих пор не имела опыта реализации масштабных проектов. Работы планируется начать уже в будущем году, а как это будет делаться, пока никто не знает. Не вызывает доверия у жителей Западного побережья и компания «Киевгидроинвест», которая взялась выполнить всю проектную документацию. Дело в том, что эта фирма входит в группу компаний «Суэста», которую не раз обвиняли в варварской добыче песка на Донузлаве и в районе мыса Фиолент. Лишь считанные месяцы назад «копателям» по суду вернули изъятую технику, а монополисты по песчаным разработкам уже снова на том же месте, только с новыми бумагами в руках.

На этом фоне проект, который может оказаться очень хорошим, не вселяет надежд на безоблачное будущее лишь потому, что был представлен в Пекине известным пескодобытчиком Алексеем Мадзюком, предпринимательская деятельность которого ранее едва не привела к банкротству Евпаторийского госпорта.

Большая «фишка»

Не скрывают опасений по поводу происходящего и в крымском правительстве. В частности, вице-премьер Азиз Абдуллаев уверен, что озвученный проект хорош, но его нужно серьёзно дорабатывать.

- Насколько они (китайцы, - корр.) заинтересованы, сказать тяжело, но я думаю, что эта территория пока представлена примерно, - сказал он. - Когда китайцы будут здесь, им будет представлена эта площадка. Возможно, предложим другие площадки: у нас много площадок, которые можно представить под развитие глубоководного порта. Это же протокол намерений. Главное, что мы сделали большую «фишку» и озвучили Крым.

По предварительным данным, китайская сторона планирует посетить Крым и осмотреться, что называется, на местности в конце января - начале февраля наступающего года. На это время и запланировано подписание самого соглашения о сотрудничестве. К указанному сроку экологи обещают подготовить правительству свои рекомендации, которые, по словам Анатолия Могилёва, обязательно «будут приняты во внимание». Кроме того, как заверил премьер, инвесторы не получат ни одного разрешительного документа до тех пор, пока в соответствии с действующим законодательством не состоится процедура выделения земельного участка.

Хорошо бы ещё учесть и предложение заместителя председателя ассоциации «Экология и мир» Андрея Артова, который посоветовал провести предварительную оценку воздействия подобного объекта на окружающую среду всего Западного Крыма. По такой схеме, кстати, работает вся Европа. Вопрос только в том, найдутся ли на такое благое дело «лишние» деньги у «Киевгидроинвеста», который уже чувствует себя хозяином будущей грандиозной стройки?

Наталия ГОНЧАРОВА.