Дела Лазаревские

Как отец и сын Крым обустраивали

26 Ноябрь 2013 1770
Михаил и Пётр Лазаревы. Фото с сайта www.ru.wikipedia.org
Михаил и Пётр Лазаревы. Фото с сайта www.ru.wikipedia.org

Михаил Петрович и Пётр Михайлович - отец и сын Лазаревы. В XIX веке эти имена были на слуху у крымчан: отец - командующий Черноморским флотом и военный губернатор Севастополя, сын - губернатор всей Таврической губернии.

Открывший Антарктиду

Именно по этому факту да по трём кругосветным экспедициям в мире знают адмирала Михаила Лазарева, а для крымчан, прежде всего севастопольцев, он - человек, обустроивший город и флот. Михаил Лазарев родился 225 лет назад, 14 ноября 1788 года, во Владимире, в семье правителя Владимирского наместничества сенатора Петра Гавриловича Лазарева. Поступил в Морской кадетский корпус, где вскоре стал одним из лучших, а после выпуска направлен на практику на английский флот, воевал на стороне Англии (союзницы России) против наполеоновской Франции, участник Трафальгарской битвы, потом участвовал в русско-шведской войне 1808-1809 годов и Отечественной 1812 года, где командовал диверсионно-десантной операцией у Данцига. Спустя год, командуя шлюпом «Суворов», во время своей первой кругосветной экспедиции открыл в Тихом океане группу островов, названных им в честь великого полководца Александра Суворова (ныне эти острова принадлежат Новой Зеландии). В 1820 году вместе Фаддеем Беллинсгаузеном открыл Антарктиду. Во время очередной русско-турецкой войны командовал линкором «Азов», который в Наваринском сражении уничтожил шесть кораблей противника, и первым в русском флоте получил Георгиевский флаг на корме.

В 1832 году Михаил Лазарев назначен начальником штаба Черноморского флота, а спустя два года - командующим флотом и военным губернатором Севастополя. «Михаил Лазарев создал в морском ведомстве особую школу, свою традицию, требовал от своих офицеров моральной высоты. Он требовал такого обращения с матросами, которое готовило бы из них дееспособных воинов, а не игрушечных солдатиков для забавы «высочайших» лиц на смотрах и парадах», - писал о нём историк Евгений Тарле. Теперь матросов обучали в обстановке, максимально приближённой к боевой, а Черноморский флот получил 40 парусных и 34 корабля с паровыми двигателями. А главное, при Михаиле Лазареве Севастополь стал таким, каким мы знаем его сейчас. «Лазаревская эпоха» - так называют время, когда город стал развиваться. Чётко сформировались военная и гражданская части. В военной части построено здание нового адмиралтейства и казармы для
6 тысяч моряков флотских экипажей боевых судов, базирующихся в бухтах Севастополя, названные Лазаревскими, появился Севастопольский морской завод. Появилась Корабельная сторона, когда все корабли перевели на одну сторону бухты. А чтобы придать городу уникальность, крупные здания строили фасадами к морю.

- Появился благодаря Михаилу Лазареву и маяк на мысе Ай-Тодор, - рассказывает Наталья ЕГОРОВА, начальник отдела использования информации документов и информационных технологий Государственного архива в АРК. - Дело 1836 года о постройке маяка на мысе Ай-Тодор хранится в нашем архиве. Там и чертёж маяка, и прошение Таврическому губернатору о выделении чиновников, которые вместе с офицерами инженерного ведомства должны были принять объект. Под документом стоит подпись главного командира Черноморского флота императора, генерал-адъютанта вице-адмирала Михаила Лазарева. А в так называемой гражданской части реконструирован городской холм, где возвели дома для отставных офицеров флота, здание Морской библиотеки, причём её пополнением занимался сам Михаил Петрович. Заложен Владимирский собор - военный губернатор специально добился, чтобы его строили не в Херсонесе, а в городе. Появились Большой (ныне Исторический) и Малый (возле памятника Казарскому) бульвары, Графская пристань. Причём Михаил Петрович добился у императора разрешения на то, чтобы на главной городской пристани появилась знакомая всем колоннада.

Семнадцать лет прослужил городу и флоту Михаил Лазарев, награждённый орденами Святого Георгия, Святого Владимира, Святого Александра Невского, несколькими иностранными. Мог бы и больше, но сразила болезнь: 11 апреля 1851 года Михаил Лазарев умер в Вене, где был на консультации. Тело его на пароходе «Владимир» доставили в Севастополь и похоронили 7 мая в склепе на территории строящегося собора Святого Владимира.
В день похорон собрали 7000 рублей серебром на памятник. Он появился в 1867 году перед главным корпусом Лазаревских казарм, увы, до настоящего времени памятник не сохранился, а на Корабельной стороне появилась улица имени Лазарева. Сейчас в память об адмирале его имя носит одна из центральных площадей Севастополя, там же установлен памятник.

Добродетель и хозяин

Пётр Лазарев, названный в честь деда Петра Гавриловича и старшего брата, умершего ранее, родился 5 июля 1850 года. Мальчику едва исполнилось 9 месяцев, когда не стало отца. Он узнавал о нём из рассказов родных, книг, а когда сыну исполнилось двенадцать лет, мама Екатерина Тимофеевна Фан-дер-Флит впервые привезла парня в Севастополь, где возобновилось строительство Владимирского собора, в котором
7 мая 1851-го похоронили Михаила Лазарева. В Крымскую войну там же захоронили его последователей - Владимира Корнилова, Владимира Истомина и Павла Нахимова. По морским стопам отца сын не пошёл: окончил Александровский лицей в Санкт-Петербурге, дослужился до полковника в Кавалергардском полку. В 1884 году оставил военную службу, спустя полгода назначен на должность Курского вице-губернатора. Через четыре года, 30 декабря 1889 года, стал Таврическим губернатором, прослужив Тавриде 12 лет.

- Благодаря стараниям губернатора Петра Лазарева, - рассказывает Марина ШУЛЬЖЕНКО, главный специалист отдела использования информации документов и информационных технологий Государственного архива в АРК, - в Симферополе в городском саду появился памятник Екатерине Великой, а по всему городу - зелёные зоны: губернатор распорядился высаживать вдоль дорог деревья. Нынешний проспект Кирова (улица Салгирная) при Петре Лазареве принадлежал исключительно пешеходам - после 10 утра здесь не разрешалось передвигаться на конных повозках, верхом или на велосипеде - автомобилей тогда вообще не было.

Стараниями Петра Лазарева в городах полуострова стали появляться публичные библиотеки, между Джанкоем и Феодосией, Владиславовкой и Керчью проложена железная дорога и появился Керченский металлургический завод. Сохранились документы и о том, как Пётр Михайлович обращался за материальной помощью к зажиточным людям губернии, чтобы «облегчить тягостную участь голодающих» рабочих и крестьян - неурожайные годы отразились на Таврической губернии, как и на всей Российской Империи. И не только обращался, но и помогал голодающим из собственных средств.

- В том, что семья моего деда выжила в голодных 1891-92 годах, - заслуга губернатора Петра Лазарева, - рассказывает наша читательница Анастасия Селиванова из Симферополя. - Именно Пётр Михайлович помог моему деду, рабочему городского сада, дав муки и молока из собственных запасов. Дед Иван часто встречал Петра Михайловича, ранним утром обходившего окрестности, они не были знакомы, но в лицо друг друга знали. Дед рассказывал, что однажды губернатор увидел его плачущим, удивился: наверное, здоровый мужик и рыдает. Подошёл, дед и рассказал, что от голода дома погибают пятеро ребятишек. На следующий день губернатор принёс ему мешочки с мукой и большую крынку молока. И молоко-то передавал почти полгода, пока положение с едой не поправилось. А ведь у самого были малые дети, дочке только годик и исполнился. Но не пожалели в семье губернатора еды для простого мужика. Дед рассказывал, что и деньги губернатор предлагал, но не взял он - стыдно уж совсем. Дед потом и первого внука назвал в честь спасителя - Петром.

Пётр Михайлович Лазарев стал последним губернатором Тавриды в XIX веке и одним из самых любимых народом. В 1899 году в здании Таврического губернского дворянского депутатского собрания (ныне улица Горького, 10) торжественно отмечали 10-летие пребывания Петра Лазарева губернатором Тавриды. А спустя два года, в декабре 1901-го, на Симферопольском вокзале Петра Михайловича провожали в Санкт-Петербург, он избран членом Сената - высшего органа государственной власти и законодательства Российской Империи. Но в Крыму, в Симферополе губернатора не забыли: через некоторое время члены Симферопольской думы единогласно решили «в благодарность за чистоту и благоустройство города» назвать улицу Бульварную, на которой в доме №15 жил Пётр Лазарев, в его честь - Лазаревской. Такой чести Пётр Михайлович удостоился первым из губернаторов Тавриды. Кстати, дом губернатора сохранился до наших дней - в нём в своё время были и ревком, Совнарком и Центральный исполнительный комитет Крымской АССР, и институт последипломного педагогического образования. Правда, улица уже называется Ленина. Петра Лазарева, кавалера орденов Святого Станислава, Святой Анны, Святого Владимира и Святого Александра Невского, не стало в Пятигорске 11 августа 1919 года. Любящая жена Елизавета Феликсовна Сумарокова-Эльстон, родившая Петру Михайловичу троих детей - Михаила, Владимира и Ирину, пережила его на 21 год.

Они жили в разные годы, Михаил и Пётр Лазаревы, отец и сын, сделавшие для Крыма много добрых дел. Имя отца осталось на карте Севастополя, а вот имя сына на карте Симферополя, увы, не сохранилось. Но созданное ими обоими сохранилось на полуострове, а это - лучшая память о созидателях.

Наталья ПУПКОВА.