В Коктебеле карьера не будет

«Бомба для Карадага», 7.08.2013 г., «Курорт умер? Да здравствует карьер!», 30.08.2013 г.

20 Ноябрь 2013 524

Планы фирмы «Стройпрогресс» заполучить 12 гектаров на землях Коктебельского поссовета для разработки карьера по добыче андезита всерьёз напугали местную общественность. По мнению властей, горная порода могла бы пойти на отсыпку пляжей, но жители и депутаты Коктебеля стали бить тревогу, будучи уверенными в том, что взрывы у подножия Карадага таят в себе массу угроз. И предпосылок для беспокойства у населения было много. Во-первых, могла пострадать или быть погублена флора и фауна Карадагского природного заповедника, поскольку месторождение с предполагаемыми залежами андезита расположено всего в 600 метрах от границы заповедника. Во-вторых, горнопромышленное производство раз и навсегда оттолкнуло бы курортников. От общественности скрывали и другие риски: взрывные работы могли отравить поверхностные водные горизонты азотистыми соединениями, что означало бы уничтожение скважин, которыми пользуются жители Коктебеля и Щебетовки. Один из главных аргументов против карьера был ещё и в том, что проведённая геологоразведка на местности показала мизерные запасы андезита, а следовательно, говорить о сверхприбыли не приходилось. Возникал вопрос: зачем вмешиваться в природу, если в недрах земли ничего сверхценного нет?

Итак, сомнительная идея пала под натиском общественного мнения, и здравый смысл восторжествовал. Совмин автономии отменил своё согласование о разработке карьера под Карадагом, решив поискать андезит в другом месте. Громада и депкорпус Коктебеля, пресса и учёные восприняли такое решение на ура.

- День, когда крымский премьер Анатолий Могилёв сообщил, что ставит крест на теме карьера, инициативные жители Коктебеля даже предложили сделать Днём посёлка, - рассказывает заместитель директора по науке Карадагского природного заповедника Алексей Алексеев. - Я считаю, в этом деле широкий резонанс имели публикации в «Крымской правде» по данной теме, поскольку на полуострове это центровая газета и отражённые в статьях мнения внимательно изучали на разных уровнях. Итоги таковы: почти 650 гектаров вокруг массива Татар-Хабурга, где собирались добывать андезит, нам отдали под охранную зону. Там растёт куча орхидных, насчитывается до 6,5 тысячи деревьев фисташки туполистной. Охранная зона - это территория, которая не изымается из землепользования, но там вводятся природоохранные ограничения по видам деятельности. Здесь нельзя будет вырубать деревья, охотиться, вести строительство и горнопромышленные разработки. Хотя посещение охранной зоны будет свободное.

По словам Алексеева, сейчас заповедник оформляет документы, делает научное обоснование, согласовывая это решение с ближайшими поссоветами. Правда, если Коктебельский поссовет сразу пошёл навстречу администрации заповедника, то Щебетовский поссовет почему-то неохотно идёт на уступки и не стремится отдавать часть долины Бешташ.
В Карадагском заповеднике всё же надеются на понимание в этом вопросе.

Максим ГОЛОВАНЬ.