Стадия глобальной ликвидации

«Оброк как форма беззакония», 11.04.2013 г.; «Стихийная война» закончилась примирением», «Стихию» рубят - голубые ели летят», 15.05.2013 г., 6.11.2013 г. и другие

20 Ноябрь 2013 567
Уходить добровольно никто не собирается.
Уходить добровольно никто не собирается. Фото автора.

В начале ноября, второй раз в этом году, симферопольские власти вместе с силовыми структурами начали масштабную войну со стихийными рынками, объявив об их полной ликвидации за три месяца. О новых методах и старых граблях мы вновь побеседовали, предоставив зачинщикам развернувшихся в столице «военных действий» возможность раскрыть все свои карты.

В преддверии открытия курортного сезона-2013 милиции традиционно была поставлена задача ликвидировать симферопольские очаги стихийной торговли, которых тогда насчитали 19. Апрельский разгон бабок с вёдрами и перекупщиков с ящиками начался рьяно, но быстро сошёл на нет: и те, и другие неизменно возвращались на насиженные места сразу после проводимых рейдов. Начальник отдела охраны общественного порядка городского управления милиции Игорь Момотенко обвинил в происходящем несовершенную законодательную базу. Во-первых, штрафы за нарушения оказались слишком мизерными, чтобы отбить охоту нарушать «дисциплину», во-вторых, столичные суды не смогли привлечь к административной ответственности иногородних граждан, которые приехали в Симферополь на заработки из крымской глубинки. В результате большинство составленных правоохранителями протоколов оказались пустыми бумажками, пригодными лишь для малоэтичных целей.

На этом юридические нюансы не закончились: на состоявшемся в редакции нашей газеты заседании за «круглым столом» противники стихийной торговли сошлись во мнении, что своей исключительной живучестью явление торговли с рук обязано милицейской «крыше», которая за небольшую мзду и предупредит о грядущей проверке, и избавит от проблем с судебной тяжбой. Тогда же впервые завсегдатаи тротуаров и подворотен решились озвучить фамилии сборщиков дани, среди которых был назван подпольный «куратор» «стихийки» у Центрального рынка Владимир Кравченко. Но привлечь его к ответственности за откровенное вымогательство денежных средств в особо крупных размерах (по 2-3 тысячи гривен с носа) милиционеры не решились, пояснив свою бездеятельность «невозможностью разыскать данное лицо».

Открытый разговор принёс и положительные результаты: в течение всего лета людям периодически давали возможность торговать бесплатно либо за минимальную мзду. По нашим данным, возле Центрального рынка поборы исчезли совсем, в районе Московского кольца со «стихийщиков» стали брать от 5 до 7 гривен в день, а бабки с кошёлками, которые осаждали подъезды жилых домов улиц Лермонтова и Бородина, были вынуждены вовсе сменить дислокацию.

Но длилась торговая эйфория недолго: с октября в Симферополе стали проводиться еженедельные сельскохозяйственные ярмарки, которые составили серьёзную конкуренцию перекупщикам. Улучив момент, пока у селян имеется достаточный запас нереализованных продуктов, которыми активно запасаются горожане, столичные власти объявили стихийной торговле войну до победного конца. Случайно ли, но выпал он на конец января, когда пустеют закрома большинства сельхозтоваропроизводителей.

В беседе с нашим корреспондентом заместитель симферопольского городского головы Нариман Хаялиев признался, что чиновники нашли лазейку в том же несовершенном законодательстве, чтобы весомее прижать непокорных торговцев с рук. Их действия подвели под 152 статью Кодекса Украины об административных правонарушениях, в которой не упоминается о торговле в неустановленных для этого местах. Теперь «стихийщиков» будут обвинять в нарушении государственных стандартов и правил в сфере благоустройства населённых пунктов. Статья писалась для тех, кто что-либо самовольно строит или ломает, а потому и штрафы по ней выше на порядок: от 300 до 1700 гривен.

- Когда предпринимателя несколько раз в неделю оштрафуют на такую сумму и к тому же отберут товар, - сказал Хаялиев, - он поневоле задумается, выгодно ли вести такой бизнес. Такие меры, по-моему, заставят торгующих перебраться на официальные рынки и начать работать легально.

Места для желающих работать в согласии с законом, по словам заместителя градоначальника, есть: директора рынков пообещали не только разместись «лишних» торговцев между рядами, но и не брать с них никакого торгового сбора. Как у контролёров получится обилечивать своих клиентов через одного, представить трудно, но обещание дано. Чтобы получить озвученные привилегии, нужно лишь обратиться в торговый отдел горисполкома с соответствующим заявлением.

А вот проблема с конфискованным товаром ещё более обострилась: по словам Хаялиева, полномочия отбирать у людей мешки и ящики с товаром получили коммунальные предприятия, которые теперь являются хозяевами всех спорных территорий. Они считают всё, что разложено на земле и тротуарах, простой находкой, и сваливают это в кузов автомобиля прямо на глазах у законных владельцев. При этом в горотделе милиции считают, что такие действия не будут классифицироваться как грабёж. По крайней мере до тех пор, пока от пострадавшего не поступит соответствующего заявления в милицию. Если же вернуться к букве закона, то в ближайшем будущем такие бумаги посыплются дождём. А под криминальную статью загремят не организаторы нового действа, а дворники, которые рискнут что-то «прибрать» подобным образом.

При этом городские власти не исключают такой возможности, что на месте ликвидированных стихийных рынков появятся стационарные. Хотя таких, по словам заведующей торговым отделом горисполкома Инны Шевченко, в Симферополе более 30, что вполне достаточно для нужд симферопольцев и гостей столицы.

Самыми лояльными в новом витке конфликта оказались участковые милиционеры и другие правоохранители, которых рядовые граждане частенько называют своей «крышей». Они убеждают торговцев «немного потерпеть», пока объявленная война опять не сойдёт на нет сама собой.

Наталия ГОНЧАРОВА.