Человек - природе враг

Жажда наживы может уничтожить заповедники

6 Ноябрь 2013 940
Владимир Борейко: Ялтинский заповедник может потерять 712 гектаров ценнейших южнобережных земель.
Владимир Борейко: Ялтинский заповедник может потерять 712 гектаров ценнейших южнобережных земель. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Украинские экологи бьют тревогу - крымские заповедники на грани исчезновения. Там, где не должна ступать нога человека, идёт массовая вырубка деревьев, отстрел диких животных, а количество туристов, ежегодно проходящих через заповедные земли, вызывает у экологов шок. Ситуация обострилась до того, что природные заповедники фактически переквалифицировались в банальные лесные хозяйства. Формально сохраняя неприкосновенный статус, они превращаются в хозяйственные предприятия. Наиболее сложная ситуация сложилась в самых крупных заповедниках полуострова: Карадагском, Крымском и Ялтинском.

Конные и пешие экскурсии, тысячи припаркованных автомобилей, мини-гостиницы, лесопилки и нагромождения поваленных деревьев, пасеки и скошенные луга, легализованная охота - ничего этого не должно быть на заповедной территории. В Законе Украины «О природно-заповедном фонде» об этом сказано вполне конкретно. Для наиболее предприимчивых коммерсантов закон этот, впрочем, что дышло. Сегодняшние реалии таковы, что крымские заповедники стали больше похожи на обычные туристические объекты. И произошло это с щедрой подачи тех, кто должен природу охранять. Главная угроза для заповедников исходит от Минприроды Украины. Об этом в ходе состоявшейся вчера встречи с журналистами сообщил заслуженный природоохранник Украины Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра.

Так, по словам эколога, во всех крымских заповедниках было выявлено огромное количество нарушений. Исключением не стал и Карадагский заповедник, за сохранение которого нынешним летом боролась как общественность, так и наша газета.

- Нами было вскрыто множество нарушений, но самое главное - массовое катание людей вдоль скал Карадага по заповедной акватории. Директор заповедника утверждает, что подобные водные прогулки - это часть программы экопросвещения. Но на фотографиях мы видим, что люди банально отдыхают: прыгают в море, купаются. Скажите, какое это экопросвещение? - с возмущением спрашивает Владимир Борейко.

Так, по его словам, лимит посещения морского маршрута Карадагского заповедника - 20 человек в день, что примерно равно вместимости одного экскурсионного судна. Нынешним летом экологи подсчитали реальное количество катеров, проходящих через заповедную акваторию. Данные получились неутешительными: лимит превышен в 135 раз.

В Крымском природном заповеднике ситуация ещё более печальная. Согласно статье 15
Закона Украины «О земельно-заповедном фонде» природные заповедники должны заниматься научной деятельностью, охраной и в меньшей степени экопросвещением. В реальности занимаются там совсем другими делами.

- У меня в руках документ под названием «Положение о Крымском природном заповеднике», и тут чётко прописано, чем реально занимается заповедник. Согласно этому положению он занимается промышленной переработкой и реализацией лесопродукции, реализацией мяса животных, фотоуслугами, размещением для проживания и питания посетителей заповедника, сбором и реализацией растений, реализацией минеральных вод и мёда, изготовлением предметов декоративно-прикладного искусства, - зачитывает Владимир Борейко. - Все это незаконно!

Другая проблема большинства крымских заповедников - отсутствие чётко установленных границ. Из-за чего происходит регулярное «откусывание» и освоение земельных участков, принадлежащих заповедникам. Особенно остро эта проблема стоит в Ялтинском природном заповеднике. В скором времени ему грозит потеря ценнейших южнобережных земель. По словам эколога, уже подготовлен проект указа президента Украины, в соответствии с которым из границ заповедника исключается 712 гектаров заповедной земли.

Экологи уверяют, что несмотря на бюрократические препоны, будут продолжать бороться за сохранность крымской природы. После безрезультатных попыток решить озвученные проблемы на республиканском уровне они намерены обратиться в Генеральную прокуратуру Украины и непосредственно к президенту.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.