Золото «Принца»

и другие сокровища, будоражащие кладоискателей

5 Ноябрь 2013 1623
На затонувшем «Принце» сокровищ не было.
На затонувшем «Принце» сокровищ не было.

Найти клад и жить безбедно даже на 20%, полагающихся от сдачи находки государству. Хотя бы раз эта мысль посещает каждого, тем более крымчан, живущих на полуострове сокровищ. «Крымская правда» попыталась узнать, какие клады будоражат фантазии искателей.

Большой «облом»

- Летом погружался в Балаклаве, - рассказывает симферополец Денис. - И на следующий год буду - вдруг повезёт, хоть пару монет найду.

Для успешного предпринимателя балаклавские подводные погружения - дело принципа. Его отец в своё время тоже отправлялся в эти места: вдруг повезёт и золото «Принца» удастся найти. По слухам, золотых монет было около 30 бочек - зарплата для войск Великобритании, осаждающих Севастополь в Крымскую войну.

Британский фрегат «Принц» (больше известный как «Чёрный принц») погиб в ноябре 1854 года во время шторма у Балаклавы. По официальным данным, он вёз англичанам тёплую одежду и медикаменты. Но уже через несколько лет после войны появились слухи о богатствах. Появились и первые ныряльщики в Балаклавской бухте. Искали не только любители из Российской Империи, но и французы, немцы, американцы, норвежцы, итальянцы, японцы. Находили какие-то обломки, незначительное количество монет, остатки обуви, железные ящики, а вот массы золота не было. Искал золото и Советский Союз. Поводом послужила находка в 1922 году одним из ныряльщиков нескольких монет. Благодаря им, кстати, в стране появилась Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Инженеры Владимир Языков и Евгений Даниленко, разработавший для этого уникальный водолазный колокол, в 1923 году заручились поддержкой главного чекиста страны Феликса Дзержинского в создании группы для поиска золота на «Принце». Золота, конечно, не нашли, хотя и подняли фрагмент мачты «Принца», из которого сделали шахматный столик и подарили его новому главному чекисту Вячеславу Менжинскому. Зато опыт подводных работ приобрели немалый. ЭПРОН стал знаменитой службой, спасшей немало людей и поднявшей со дна моря многие корабли. На поиски клада «Принца» представители разных стран потратили более 150 лет и огромные суммы, а вот хозяева груза - англичане - активности не проявляли совсем. Они знали, что золота «Принца» в Балаклавской бухте нет.

- Золото «Принца» - красивая легенда, - говорит Сергей Воронов, руководитель Черноморского центра подводных исследований. - Три года назад в Балаклавской бухте нашим подводным археологам удалось найти пушечные ядра, судовой винт, орудия (одно хранится в музее в «Артеке». - Ред.), тарелку из капитанского сервиза, по эмблеме компании-владельца корабля на ней и удалось определить, что это тот самый «Принц».

Место гибели корабля найдено, а золото? Его, как тогда рассказали подводному археологу, приглашённому в посольство Великобритании, выгрузили по пути в Крым. В Константинополе (Стамбуле), где было интенданство британских войск. Все эти годы в Англии знали об этом, а в нацбанке страны хранится подтверждающая расписка помощника главного интенданта Джона Смита. И всё же многие кладоискатели с аквалангами каждый год стремятся в Балаклавскую бухту: а вдруг повезёт!

Ещё один якобы «корабль с золотом», погибший у берегов Крыма, - теплоход «Ленин», на котором в 1941 году эвакуировались из Одессы более 4 тысяч человек. Считается, что везли они с собой немало ценностей. Подводная братская могила - морской мемориал - надёжно хранит тайны: несколько дайверов, решивших нажиться на прошлом, погибли.

Случайность - залог удачи

- Раскапывать захоронения в поисках сокровищ нельзя, - уверен историк Игорь Павленко. - Это кощунство. И как ни мистически это звучит, души умерших не простят осквернения. Добытые таким образом сокровища добра не приносят: примеров того, как гибли, страдали «копатели», их семьи, - масса. И потом в большинстве случаев найти клад удаётся не тем, кто специально бродит с картой и лопатой, а тем, кто даже не помышляет об этом. Случайность - главный спутник находки сокровищ. Именно так везёт настоящим учёным, археологам, которые, не задумываясь о прибыли, возвращают из прошлого населённые пункты и эпохи. Или тем, кто, работая на стройках, в огородах, путешествуя, вдруг находит старинную «заначку». Так, в 1886 году в селении Нейзац (Белогорский район) ремонтировали плотину мельницы и случайно обнаружили сосуд с серебряными монетами XIV века. А в 1959-м в районе Судакской долины археологи, работавшие на раскопках, нашли золотые монеты III века. В 2004-м при сносе старого дома в Феодосии нашли крупную сумму денег 1917 года, а в 2007-м житель Старого Крыма ремонтировал печь и нашёл золотую подвеску.

И всё же у одержимых идеей клада есть свои «точки поиска». Керчанин Алексей надеется отыскать сразу два. В каменоломнях в Ленинском районе, где перед оккупацией Крыма фашистами чекисты якобы оборудовали тайник.

- Один местный житель много лет занимался этой темой, - рассказывает мужчина. - И вроде нашёл место, но вскоре умер, так и не открыв тайну. Что там - неизвестно, может, ценности, а может, документы. Но интересно. Хотя и опасно - обвалы часто случаются. Кстати, поговаривают, что хранилища ценностей устраивали в Великую Отечественную и фашисты - якобы в бункере под Севастополем прятали золото крымских скифов. Даже сам рейхсфюрер СС Гиммлер приезжал.

Ещё одно место, где Алексей в поисках клада уже бродил с металлоискателем, - Медведь-гора. Здесь хотел отыскать коня Понтийского царя Митридата VI Евпатора. По легенде, царь приказал отлить из золота фигуру своего любимого скакуна, а перед смертью спрятал в горе. Правда, гора та - нынешний Митридат в Керчи. Но её исследовали ещё с дореволюционных времён, интересные находки были, а вот коня не обнаружили.

- Может, не там искали, - предполагает кладоискатель. - Ведь гор в Крыму много. Хотя есть мнение, что золотого коня ещё до революции нашёл один керченский водовоз, который потом открыл прибыльное предприятие и много занимался благотворительностью. Но подтверждений нет, а значит, шанс остаётся.

Золото хана и готов

Надеются на полуострове найти и сокровища последнего крымского хана Шагин Гирея. Якобы в феврале 1783 года, перед тем, как отречься от власти и перебраться на Тамань (оттуда в Воронеж), он приказал спрятать имущество в Бахчисарае, по другим данным - в Кафе (Феодосии). Хотя это сомнительно, ведь хан собирался навсегда покинуть полуостров, до 1787 года жил в Российской Империи, потом перебрался в Османскую. Зачем оставлять сокровища, если понимаешь, что вернуться не удастся?

- Знаю, что ещё при Союзе отыскать клад крымского хана пытались в Краснодарском крае, - рассказывает крымчанин Сергей Макаров. - На Тамани и даже в Крымске, аргументируя, что городок этот назвали в честь крымского хана. Но это уж совсем ерунда. Крымск, бывшая станица Крымская, появился почти через столетие после смерти Шагин Гирея и назван в честь воинов сражавшегося во время русско-турецких войн Крымского 73-го пехотного полка. С кладоискателями ханских сокровищ познакомился, когда с друзьями занимался поиском в Краснодарском крае. Искали мы «золотой чемоданчик» с золотыми и серебряными предметами из Керченского музея, пропавшими в 1942-м.

«Золотой чемоданчик» - самый реальный из всех крымских кладов. Он существовал на самом деле, даже список вещей сохранился: золотая диадема, древняя икона в золотом окладе, медальоны с изображениями Афродиты и Эроса и т. д. Большую часть предметов в Керченский музей передал в 1926 году крестьянин Семён Нешев, случайно обнаруживший старинное женское погребение готов. Когда началась Великая Отечественная, директор музея Юлий Марти распорядился эвакуировать экспонаты в Краснодар и принёс из дома фанерный чемодан. В него уложили 719 ценностей, в том числе и клад готов. 26 сентября 1941-го директор музея и инструктор горкома партии Ф. Иваненкова на катере с музейным грузом переправились через Керченский пролив. Фашисты, бомбившие катера вокруг, этот не трогали: знали о золоте в Керченском музее, и всё тот же Генрих Гиммлер рассчитывал его получить, даже специальная зондеркоманда шла за музейщиками. Ведь готы, как предполагали в рейхе, были предками «истинных арийцев». Под бомбёжками на Кубани керчанам удалось довезти груз в Краснодар, там Юлий Марти слёг с сердечным приступом. И когда возникла угроза оккупации города, Ф. Иваненкова сопроводила груз в Армавир. Дальнейшая судьба женщины неизвестна. В Армавире же груз охраняла инструктор горисполкома Анна Авдейкина. Она смогла переправить «золотой чемоданчик» в станицу Спокойную, сдав его заведующему местным отделением Госбанка Якову Лободе. Когда в августе 1942-го возникла угроза оккупации станицы, он перевёз его в партизанский отряд. Дальше след обрывается. Говорят, Лобода и командир отряда Пётр Соколов «золотой чемоданчик» закопали, но они погибли, и следов не найти. Пока ни один из предметов коллекции не «засветился». Но в Крыму ещё надеются, что этот реальный клад когда-нибудь вновь окажется среди музейных экспонатов.

Дорогой и крупный

Самым дорогим из найденных в Крыму кладов считается сосуд с более чем 4 тысячами золотых и серебряных монет XIV-XV веков, найденный при расчистке тоннеля за стенами Чуфут-Кале (Бахчисарайский район). Его оценили почти в 30 тысяч долларов.

Самым крупным - найденный дачниками на горе Тепе-Оба под Феодосией: сосуд с более чем 10 тысячами серебряных монет XVI века - общий вес около
6 килограммов. Монеты - акче, отчеканенные во времена правления крымских ханов Сахиб I Гирея, Девлет I Гирея, и Мехмеда II Гирея, были аналогом мелкой турецкой серебряной монеты аспры. Кстати, за 10 монеток тогда можно было хорошо питаться целую неделю, за 20 - купить барана, а за 800 - раба.

Наталья ПУПКОВА.

Фото с сайта www.ru.wikipedia.org