Битва за воду

Можно ли добиться понижения коммунальных тарифов

30 Октябрь 2013 840
Тарифы на воду не должны быть запредельными. Иначе...
Тарифы на воду не должны быть запредельными. Иначе... Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Высокие расценки на воду и канализацию возмущают многих жителей полуострова. Местные Советы то и дело поднимают коммунальные тарифы в населённых пунктах автономии, и вместе с увеличением их стоимости обычно растёт и народное недовольство. Причины очевидны: потребители привыкли платить за услуги, которые им оказывают. Но если в кране нет воды, а цены взвинчиваются, иначе как поборами это, пожалуй, не назовёшь. В этой публикации на примере двух сёл Симферопольского района мы решили рассказать, как представители местных громад ведут борьбу за адекватные цены на коммуналку.

Цены выросли, качество - нет

О ситуации с тарифной политикой в четырёх сёлах с 12-тысячным населением, входящих в состав Мирновского сельсовета, мы уже писали (см. материал «Напиться, помыться и... разориться», 31.05.2013). Напомним, история конфликта началась 1 марта этого года, когда вступили в силу новые тарифы, утверждённые исполкомом Мирновского сельсовета. Вместо 2,55 гривны за куб воды люди стали платить по 4,7 гривны. С 1,04 гривны до 2,5 гривны подорожала и канализация. Такое положение дел селян не устроило, так как и воду в дома подавали по два-три часа утром и вечером, и само качество воды не выдерживало никакой критики. По словам жителей села Белоглинка, в своих кранах они получали воду с песком, примесями и осадком. Заместитель Мирновского сельского головы Василий Курзяба, ответственный за сферу ЖКХ, тогда согласился с доводами громады, но причины бед увидел в должниках из числа местного населения. Дескать, злостные неплательщики порождают задолженность в сотни тысяч гривен, но страдают при этом добропорядочные жители. Со своей стороны «Крымская правда» открыто обратилась в органы прокуратуры автономии с просьбой проверить экономическую обоснованность принятых Мирновским сельсоветом тарифов на воду и канализацию. На днях мы получили ответ из республиканской прокуратуры, которая организовала соответствующую проверку.

- По результатам проверки установлено, что тарифы на указанные услуги, утверждённые решением Мирновского сельского Совета, рассчитаны с нарушениями действующей нормативно-правовой базы Украины. Эти тарифы признаны экономически необоснованными, - сообщили нам в пресс-службе надзорного ведомства. - Вскоре Мирновский сельсовет принял решение пересмотреть действующие цены и установил временные тарифы.

Видимость отмены

Как стало известно газете, после вмешательства прокуратуры Министерство регионального развития и ЖКХ Крыма поручило Мирновскому сельсовету безотлагательно решить вопрос и привести тарифы на услуги ЖКХ в порядок, о чём позже и доложить в министерство. Но самое интересное в этой эпопее то, что временные тарифы, установленные сельсоветом, один в один соответствуют поднятым ранее ценам! То есть как были расценки по 4,7 гривны за куб воды, так они и остались. Но теперь уже под формулировкой «временные». Сколько они будут действовать, непонятно - нам пока не удалось связаться с чиновниками Мирновского сельсовета. При этом с формальной точки зрения чиновники ушли от ответственности, «отменив» прежние тарифы.

- Лично у меня терпеть это безобразие больше нет сил, я планирую жаловаться на наш сельсовет в администрацию президента Украины, - рассказывает жительница с. Белоглинка Людмила Дубинко. - Тарифы подняли, деньги с нас «гребут» немалые, и единственное, что местные власти сделали за последнее время на собранные средства в селе - прорыли канавы на некоторых улицах для прокладки новой системы подачи воды. Да, контролировать водоподачу нужно, поскольку воду в селе некоторые граждане воруют. С другой стороны, есть люди, которые годами не платят за услуги водоснабжения, прикрываясь тем, что они пользуются колодцами во дворах. Но пусть с ними коммунальщики разбираются, почему остальные должны платить за себя и за того парня? А о тарифах мы жаловались по телефонной «горячей линии» Могилёва (премьера АРК. - Авт.) и писали в МинЖКХ Крыма, но оттуда письмо спустили на район, а в итоге - ответ пришлось давать тому же сельсовету! Спрашивается, кому мы изначально писали: премьеру или сельсовету? Посмотрим, может, после обращения в Киев кто-то зашевелится.

Упорство и труд тарифы вернут

В этом убедились жительницы села Урожайного Татьяна Терещук и Анна Григорьева, которые, выступая от лица громады, в этом году успешно отразили попытку местных властей установить высокие тарифы на коммунальные услуги. Прецедент возник в мае, когда 150 семей остались без воды из-за прорванной скважины. В срочном порядке решать проблемы желающих не нашлось, и тогда возмущённые жильцы начали сами обивать пороги властных кабинетов. От бытовых проблем, связанных с отсутствием воды, постепенно перешли к ценам на коммуналку, которая за последние два года возросла вдвое.

- Просто бурчать на лавочке бесполезно, нужно заставлять чиновников работать. Причём не голословно ругаться, а разбираться по делу. Что мы и делали в течение трёх месяцев. Сперва мы просто жаловались во все инстанции, что нас оставили без воды, а потом взялись за тарифы. По новым расценкам нам куб воды и канализации посчитали свыше девяти гривен! Нас это возмутило, мы решили бороться. В итоге нам не только вернули прежние тарифы в размере 5,1 гривны за куб на воду и слив вместе взятые, но и понизили цены на вывоз мусора, уборку территории, - говорит Татьяна Терещук.

По нашей просьбе Татьяна Ивановна рассказала о своих действиях поэтапно (см. рубрику «Как нужно бороться»). Ведь вполне возможно, полученный опыт хождения по властным кабинетам поможет другим защитить себя от чьей-то жадности.

Как нужно бороться

- Сначала нужно взять в сельсовете копию выписки решения сельсовета, где указана причина повышения тарифов. Отказать в выдаче справки чиновники не имеют права, но в случае устного отказа стоит затребовать эту информацию через письменное обращение, отправив заказное письмо. Вместе с выпиской свою жалобу (единый текст, но под разными «шапками») мы направили премьеру автономии Анатолию Могилёву, в МинЖКХ Крыма и районную прокуратуру. Важно не бросать письма в уличные ящики для корреспонденции, а относить в секретариат под подпись о получении. Мы обязательно указывали, что о повышении тарифов нас никто не предупредил ни письменно, ни устно. Ведь так оно и было, - поясняет Татьяна Терещук. - Оригиналы документов мы хранили у себя, а с копиями ведомственных ответов записались на приём к вице-премьеру Азизу Абдуллаеву. При встрече мы попросили его разобраться в ситуации, предоставив все собранные документы. Результат, как видите, превзошёл все наши ожидания.

Максим ГОЛОВАНЬ.