Битва за воду
Можно ли добиться понижения коммунальных тарифов
Высокие расценки на воду и канализацию возмущают многих жителей полуострова. Местные Советы то и дело поднимают коммунальные тарифы в населённых пунктах автономии, и вместе с увеличением их стоимости обычно растёт и народное недовольство. Причины очевидны: потребители привыкли платить за услуги, которые им оказывают. Но если в кране нет воды, а цены взвинчиваются, иначе как поборами это, пожалуй, не назовёшь. В этой публикации на примере двух сёл Симферопольского района мы решили рассказать, как представители местных громад ведут борьбу за адекватные цены на коммуналку.
Цены выросли, качество - нет
О ситуации с тарифной политикой в четырёх сёлах с 12-тысячным населением, входящих в состав Мирновского сельсовета, мы уже писали (см. материал «Напиться, помыться и... разориться», 31.05.2013). Напомним, история конфликта началась 1 марта этого года, когда вступили в силу новые тарифы, утверждённые исполкомом Мирновского сельсовета. Вместо 2,55 гривны за куб воды люди стали платить по 4,7 гривны. С 1,04 гривны до 2,5 гривны подорожала и канализация. Такое положение дел селян не устроило, так как и воду в дома подавали по два-три часа утром и вечером, и само качество воды не выдерживало никакой критики. По словам жителей села Белоглинка, в своих кранах они получали воду с песком, примесями и осадком. Заместитель Мирновского сельского головы Василий Курзяба, ответственный за сферу ЖКХ, тогда согласился с доводами громады, но причины бед увидел в должниках из числа местного населения. Дескать, злостные неплательщики порождают задолженность в сотни тысяч гривен, но страдают при этом добропорядочные жители. Со своей стороны «Крымская правда» открыто обратилась в органы прокуратуры автономии с просьбой проверить экономическую обоснованность принятых Мирновским сельсоветом тарифов на воду и канализацию. На днях мы получили ответ из республиканской прокуратуры, которая организовала соответствующую проверку.
- По результатам проверки установлено, что тарифы на указанные услуги, утверждённые решением Мирновского сельского Совета, рассчитаны с нарушениями действующей нормативно-правовой базы Украины. Эти тарифы признаны экономически необоснованными, - сообщили нам в пресс-службе надзорного ведомства. - Вскоре Мирновский сельсовет принял решение пересмотреть действующие цены и установил временные тарифы.
Видимость отмены
Как стало известно газете, после вмешательства прокуратуры Министерство регионального развития и ЖКХ Крыма поручило Мирновскому сельсовету безотлагательно решить вопрос и привести тарифы на услуги ЖКХ в порядок, о чём позже и доложить в министерство. Но самое интересное в этой эпопее то, что временные тарифы, установленные сельсоветом, один в один соответствуют поднятым ранее ценам! То есть как были расценки по 4,7 гривны за куб воды, так они и остались. Но теперь уже под формулировкой «временные». Сколько они будут действовать, непонятно - нам пока не удалось связаться с чиновниками Мирновского сельсовета. При этом с формальной точки зрения чиновники ушли от ответственности, «отменив» прежние тарифы.
- Лично у меня терпеть это безобразие больше нет сил, я планирую жаловаться на наш сельсовет в администрацию президента Украины, - рассказывает жительница с. Белоглинка Людмила Дубинко. - Тарифы подняли, деньги с нас «гребут» немалые, и единственное, что местные власти сделали за последнее время на собранные средства в селе - прорыли канавы на некоторых улицах для прокладки новой системы подачи воды. Да, контролировать водоподачу нужно, поскольку воду в селе некоторые граждане воруют. С другой стороны, есть люди, которые годами не платят за услуги водоснабжения, прикрываясь тем, что они пользуются колодцами во дворах. Но пусть с ними коммунальщики разбираются, почему остальные должны платить за себя и за того парня? А о тарифах мы жаловались по телефонной «горячей линии» Могилёва (премьера АРК. - Авт.) и писали в МинЖКХ Крыма, но оттуда письмо спустили на район, а в итоге - ответ пришлось давать тому же сельсовету! Спрашивается, кому мы изначально писали: премьеру или сельсовету? Посмотрим, может, после обращения в Киев кто-то зашевелится.
Упорство и труд тарифы вернут
В этом убедились жительницы села Урожайного Татьяна Терещук и Анна Григорьева, которые, выступая от лица громады, в этом году успешно отразили попытку местных властей установить высокие тарифы на коммунальные услуги. Прецедент возник в мае, когда 150 семей остались без воды из-за прорванной скважины. В срочном порядке решать проблемы желающих не нашлось, и тогда возмущённые жильцы начали сами обивать пороги властных кабинетов. От бытовых проблем, связанных с отсутствием воды, постепенно перешли к ценам на коммуналку, которая за последние два года возросла вдвое.
- Просто бурчать на лавочке бесполезно, нужно заставлять чиновников работать. Причём не голословно ругаться, а разбираться по делу. Что мы и делали в течение трёх месяцев. Сперва мы просто жаловались во все инстанции, что нас оставили без воды, а потом взялись за тарифы. По новым расценкам нам куб воды и канализации посчитали свыше девяти гривен! Нас это возмутило, мы решили бороться. В итоге нам не только вернули прежние тарифы в размере 5,1 гривны за куб на воду и слив вместе взятые, но и понизили цены на вывоз мусора, уборку территории, - говорит Татьяна Терещук.
По нашей просьбе Татьяна Ивановна рассказала о своих действиях поэтапно (см. рубрику «Как нужно бороться»). Ведь вполне возможно, полученный опыт хождения по властным кабинетам поможет другим защитить себя от чьей-то жадности.
Как нужно бороться
- Сначала нужно взять в сельсовете копию выписки решения сельсовета, где указана причина повышения тарифов. Отказать в выдаче справки чиновники не имеют права, но в случае устного отказа стоит затребовать эту информацию через письменное обращение, отправив заказное письмо. Вместе с выпиской свою жалобу (единый текст, но под разными «шапками») мы направили премьеру автономии Анатолию Могилёву, в МинЖКХ Крыма и районную прокуратуру. Важно не бросать письма в уличные ящики для корреспонденции, а относить в секретариат под подпись о получении. Мы обязательно указывали, что о повышении тарифов нас никто не предупредил ни письменно, ни устно. Ведь так оно и было, - поясняет Татьяна Терещук. - Оригиналы документов мы хранили у себя, а с копиями ведомственных ответов записались на приём к вице-премьеру Азизу Абдуллаеву. При встрече мы попросили его разобраться в ситуации, предоставив все собранные документы. Результат, как видите, превзошёл все наши ожидания.