«Правила меняются к лучшему»,

- считает главный гаишник Крыма

26 Октябрь 2013 1168
Начальник ГУ ГАИ МВД Украины в АРК Владимир Загинайло.
Начальник ГУ ГАИ МВД Украины в АРК Владимир Загинайло. Фото автора.

В этом году крымские автомобилисты столкнулись с целой чередой нововведений в украинском законодательстве, направленных на безопасность дорожного движения. О том, как они работают или будут работать и почему, несмотря на них, по улицам часто страшно ходить или ездить, читатели нашей газеты беседовали с начальником ГУ ГАИ МВД Украины в АРК, полковником милиции Владимиром Николаевичем Загинайло.

Правила меняются

В. Загребняк, Симферополь:

- Как можно ехать по новой ялтинской трассе со скоростью 70 км, если везде знаки «40». Выдвигали ли вы свои рекомендации оборудовать на этом участке надземные пешеходные переходы или в них нет необходимости?

- Участок международной автодороги Харьков - Симферополь - Алушта - Ялта, о котором идёт речь, проходит через сёла Лозовое, Пионерское, Доброе, Заречное и Перевальное в непосредственной близости от жилой застройки. В связи с этим правилами дорожного движения Украины скорость движения транспорта на этом участке протяжённостью 18 километров ограничена 60 километрами в час.

Кроме того, на подходах к пешеходным переходам, которые расположены в местах с ограниченной видимостью, установлены знаки «Ограничения максимальной скорости 40 км/ час» совместно с предупреждающими знаками «Пешеходный переход». Они дополнительно привлекают внимание водителей к опасным участкам, чтобы предотвратить наезд на людей. Знаки и шумовые полосы на дорожном покрытии были предусмотрены в согласованной схеме организации движения и находятся в компетенции как владельца автодороги - Службы автодорог АРК, так и органов местного самоуправления - Добровского сельского Совета.

На мой взгляд, подземные и надземные пешеходные переходы, бесспорно, являются самыми безопасными. Поэтому Госавтоинспекция всегда поддержит такую инициативу Службы автодорог, если она появится.

К. А.:

- Расскажите о новых штрафах, которые планируется ввести за вождение в нетрезвом состоянии. Решат ли повышенные штрафы проблему? Может, лучше отбирать права раз и навсегда?

- В Верховный Совет Украины подан законопроект, согласно которому предусматривается масштабное увеличение штрафов за грубое нарушение правил: управление транспортом в состоянии опьянения. В документе прописано увеличить сумму штрафа за езду в нетрезвом виде (включая алкогольное, наркотическое и другое опьянение) с действующих 2550-3400 до 6800-7650 гривен.
В качестве альтернативы может быть применено лишение водительских прав не на 1-2 года, как сейчас, а на срок от 3 до 4 лет.

При повторном таком же нарушении водителю грозит 8500-11900 гривен штрафа, либо лишение прав на срок от 4 до 5 лет с изъятием автомобиля, либо в отношении нарушителя будет применён административный арест на срок от 10 до 15 суток тоже с изъятием транспортного средства. Для сравнения: сейчас за то же самое лишают прав на 2-3 года с изъятием автомобиля, назначают 50-60 часов общественных работ или применяют админарест на 10-15 суток. Окончательное решение о виде наказания принимает суд, но до него пьяный за руль больше не сядет. Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрено право работника ГАИ изъять водительское удостоверение до вступления в законную силу постановления по делу.

Валерий Иванович, Л. Суббота, Ю. Педальников и другие:

- Будут ли после 1 января действовать старые права 90-х годов или их придётся менять? Сколько это стоит? Нужно ли пересдавать экзамены и какие?

- Законом Украины 2012 года «О едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяют личность и её социальное положение» ранее было предусмотрено, что удостоверения водителя, выданные с использованием бланка образца СССР, прекращали своё действие 1 января 2014 года.

Однако 17 сентября текущего года был принят новый закон, согласно которому действие «красных книжечек» с указанной даты не прекращается. Их обмен при этом продолжается по желанию водителя или в других случаях, предусмотренных законодательством. Сдавать экзамены нет необходимости, если у вас есть все необходимые документы. Это - заявление гражданина, карточка водителя (экзаменационная карточка) или подтверждение ГАИ о выдаче удостоверения, само удостоверение, медицинская справка установленного образца, паспорт, справка о присвоении идентификационного кода, две цветные фотокарточки и квитанция об оплате стоимости пластиковых прав на 198 гривен.

Юрий Одинцов:

- Мне 76 лет, и у меня есть какая-никакая машина. Скажите, до какого возраста я могу на ней ездить?

Людмила Каталупова:

- Моя подруга на 62 году вздумала пойти в автошколу и выучиться на водителя. Не противоречит ли это логике и законодательству?

- В законе есть одно возрастное ограничение: на момент сдачи экзаменов в ГАИ человеку должно исполниться 18 лет. До каких лет можно управлять транспортным средством целиком зависит от состояния здоровья водителя, которое визируют медики в своей справке: позволяют итоги медицинского освидетельствования - ездите хоть до ста. То же самое можно сказать и о возможности получить водительское удостоверение в пенсионном возрасте: если можете, то и имеете на это право.

Ради нашей безопасности

Валентина:

- Хорошо ли, на ваш взгляд, работает система автоматического слежения или водители научились обманывать и её?

- Если вы имеете в виду автоматизированную информационно-поисковую систему видеофиксации транспортных средств с распознаванием номерных знаков «Видеоконтроль-рубеж» и автоматический комплекс «Гарпун» для дистанционного просмотра результатов измерения скорости на пути движения транспорта, то эти системы работают в полной исправности. Как я уже говорил на страницах «Крымской правды», системы «Рубеж» у нас работают на всех въездах на полуостров, а «Гарпуны» установлены на трёх трассах государственного значения. Благодаря новой системе с фиксацией номерных знаков в этом году нам удалось задержать 565 автомобилей, находящихся под арестом, и 31 угнанную машину. Это очень неплохой результат. Появившиеся с мая «Гарпуны» зафиксировали 3057 нарушений скоростного режима. Но главное другое - с их внедрением у нас резко сократилось количество столкновений на высокой скорости, к примеру, с опрокидыванием авто, в которых традиционно гибнут люди. В ближайшее время такие системы появятся ещё на трёх крымских дорогах: на трассе от Чонгара до Джанкоя, по пути из Насыпного в Приморское и из Феодосии в Керчь. Хочется надеяться, что и там лихачей поубавится.

В то же время приходится констатировать рост происшествий по вине пешеходов: на такие ДТП приходится около 70% всех фатальных дорожных происшествий. Мне лично непонятно, почему люди так безответственно относятся к своей жизни.

И. Цешко:

- В последнее время ДПС при любой возможности требует предъявить страховку. Слышал, что делать это мы обязаны только в случае ДТП. Как быть?

- Согласно п. 2.1 «Г» ПДД Украины, водитель механического транспортного средства должен иметь при себе полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. Кроме того, пунктом 2.4 предписано: по требованию работника милиции водитель обязан остановиться с соблюдением правил, предъявить для проверки следующие документы: удостоверение соответствующей категории, регистрационное удостоверение на автомобиль и страховой полис. У водителей маршруток кроме перечисленного должны быть схема движения и расписание. На тяжеловесный и крупногабаритный транспорт, который перевозит опасные грузы, существует дополнительная документация в соответствии с требованиями специальных правил. Считаю не лишним напомнить, что за отсутствие полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцу наземного транспортного средства придётся заплатить штраф от 425 до 850 гривен. Поэтому проверяйте вовремя, не закончилось ли действие вашего договора со страховой компанией.

Елена Агапова:

- Иногда вижу машины, номера которых закрыты сеточками. Это новая мода или желание скрыться от ответственности?

- В соответствии с действующим законодательством номерные знаки транспортного средства должны быть открытыми, чистыми, оборудованы подсветкой в тёмное время суток, чтобы обозначения на них хорошо читались. Мы регулярно проводим операции «Номерной знак», в ходе которых выявляем нарушителей этого требования и с сеточками в том числе. За подобное нарушение налагается штраф в размере 170-255 гривен.

Дела столичные

Лидия Васильевна:

- Что творится на симферопольских улицах? Светофоры работают через день, разметка стёрта, на перекопанных участках асфальт бросают как попало. Никогда ранее в начале учебного года не было такого ужасного состояния пешеходных переходов возле школ. Принимаете ли вы какие-то меры?

- Ничего ужасного в крымской столице не происходит, напротив, оснащение дорог заметно улучшается. К началу учебного года были проверены все технические средства регулирования движения возле школ и других учебных заведений. После этого была нанесена дорожная разметка на более чем 150 пешеходных переходах,
81 из которых теперь имеет более яркую окраску красно-белого цвета. 115 «зебр» расположено непосредственно около детских дошкольных учреждений и школ. На территории Симферополя заменили старые или установили все необходимые дорожные знаки - 275 штук. В нормальном режиме функционирует 70 светофоров. Не работает сейчас по технической причине только один объект: светофор на перекрёстке Евпаторийское шоссе - ул. Леси Украинки - пер. Персиковый. Директор коммунального предприятия «Симспецмонтаж» уже получил предписание устранить поломку.

Виталий Б.:

- Говорят, что на кольцевых дорогах в центре Симферополя планируется установить светящиеся указатели. Не будут ли они отвлекать внимание водителей от самой дороги? Может, лучше добавить освещения на других улицах?

- К нам пока не поступало обращений относительно согласования размещения светящихся указателей на кольцевых развязках Симферополя. По-видимому, всё это пока в проекте. Когда указатели начнут устанавливать, делать это в любом случае будут в соответствии с требованиями национальных стандартов в соответствии с ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные» и ДСТУ 3587-97 «Автомобильные дороги, улицы и ж/д переезды». В документах регламентированы расстояние установки светящихся табличек и их яркость.

Антон Первишин:

- Для обмена водительского удостоверения в РЭР ГАИ Симферополя у водителей-инвалидов требуют медицинскую справку исключительно из поликлиники на ул. К. Маркса, тогда как для других таких ограничений нет и они могут проходить медкомиссию в другом месте, что значительно дешевле. Насколько правомерны такие действия?

- В вашем случае сотрудники Центра затребовали не медицинскую справку, а заключение медико-социальной комиссии, предусмотренное п. 1.9 совместного приказа Минздрава и МВД Украины №65/80 от 31.01.2013 года. В нём сказано, что медицинские осмотры инвалидов проводятся исключительно в медико-социальных экспертных комиссиях. Только там могут выявить все противопоказания к управлению транспортными средствами.
И дело здесь далеко не в экономии нескольких гривен.

Анастасия Веркина:

- Законодательно в городах нет постов ГАИ, но они есть: патрули имеют любимые места, где есть чем поживиться. К примеру, инспекторы всегда дежурят на улице Маяковского и Севастопольской около рынка, а в «горячих точках» их днём с огнём не найдёшь. С чем это связано?

- Никаких постов в Симферополе нет. Наряды дорожно-патрульной службы располагаются согласно утверждённой дислокации. В первую очередь они стоят в местах концентрации ДТП и близ аварийно-опасных участков улично-дорожной сети. В их задачи входит выявление грубых нарушений, предупреждение образования заторов. За смену каждый из десяти дежурящих экипажей вынужден оформлять до 10 ДТП, а на каждое уходит до трёх часов времени. Поверьте, выбирать «любимое место» у патрульных нет ни времени, ни возможности.

Николай Тихонович:

- Почему, несмотря на знаки, так и не удалось освободить от припаркованных машин проезды по улицам Гоголя, Пушкина, Ленина, Субхи и другим. Неужели нельзя раз взяться и разогнать всех нарушителей?

- Разгоняем. С начала текущего года за данное нарушение оштрафовано более 3000 нарушителей. Но под каждым знаком милиционера не поставишь., а сознательность у наших водителей в данном вопросе не работает.

Кто виноват?

В. Зубаткин, Джанкойский район:

- После трагедии с автобусом на железнодорожном переезде людям обещали оборудовать все переезды автоматическими системами. Как обстоят дела с нерегулируемыми переездами? Сколько по Крыму таких опасных зон?

- В республике действует 123 железнодорожных переезда, из которых 96 являются регулируемыми, то есть оборудованы автоматической светофорной сигнализацией. 27 переездов такого оборудования не имеют, и проезд через них регламентируют дорожные знаки. Кроме того, на 11 регулируемых переездах установлены автоматические шлагбаумы, которые перекрывают проезжую часть по всей ширине. Всё это позволяет обеспечить безопасность движения в том случае, если водители соблюдают правила. К сожалению, до сих пор это делают не все: за текущий год мы выявили 78 нарушителей правил проезда через железнодорожные пути, все они привлечены к административной ответственности. 24 сентября у нас было и ДТП на переезде: оно произошло в селе Вольном Джанкойского района, где пострадало два человека. Вина водителя автомобиля несомненна.

А. Рудченко:

- На железнодорожный вокзал приезжают люди с тяжёлыми сумками и чемоданами. Далеко не всем им удаётся перейти дорогу за считанные секунды, пока горит зелёный свет светофора. Как быть?

- Мы проверим, достаточно ли времени установлено для перехода пешеходов. Если будет нужно, подкорректируем.

М. Сидорова:

- Полгода спустя вынуждена повторять свой вопрос относительно забора на тротуаре по улице Донской. Мы обращались и к вам, и к мэру Симферополя, но ничего не изменилось: пожилым людям и мамам с колясками приходится передвигаться по проезжей части, подвергая свою жизнь опасности.

- Как и обещали, мы выдали своё предписание горисполкому с требованием освободить тротуар от загромождений. Помню даже его номер - 99. Реакции не последовало, хотя это исключительно забота городских властей. После вашего звонка подготовим следующее требование.

А. Ставриянов, Бахчисарай:

- Я - инвалид войны, имею машину, но пользоваться ею сам уже не могу. А сыну приходится ездить в Симферополь за лекарствами и по другим моим делам. Как я могу переоформить свой автомобиль на него или дать ему какую-то доверенность?

- По закону автомобиль, полученный инвалидом через собес, не может быть переоформлен на родственника или другое лицо. Управлять им ваш сын может только в том случае, если владелец сидит рядом. Перерегистрировать такую машину можно будет лишь после того, когда органы соцзащиты дадут на это своё разрешение.

Алексей Горивель:

- Когда в Крыму и Симферополе в частности будет наведён порядок с таксистами? Они ставят свои машины на перекрёстках, проездах, тротуарах и газонах. Маршрутки у нас тоже ходят какие попало и где придётся. Кто их крышует?

- Транспорт, задействованный в сфере пассажирских перевозок, находится в ведении Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте в АРК. Мы останавливаем нарушителей, составляем на них протоколы и передаём документы в инспекцию. Там разбираются, какие далее принимать меры, вплоть до лишения предприятия-перевозчика лицензии. Кроме того, в соответствии со статьёй 164 КупАП для нелегалов существует наказание за незаконное занятие предпринимательской деятельностью, но этим занимается другое ведомство.

Могу только сказать, что за 9 месяцев текущего года на водителей маршруток в ГАИ было составлено в три раза больше протоколов, чем за весь прошлый год ( 923 против 329). Также 302 протокола были выписаны лицам, отвечающим за техническое состояние пассажирского транспорта. Это на 30 документов больше, чем было в 2012 году. Мы усилили работу по проверке водителей маршруток: 44 человека были сняты с рабочих мест в состоянии опьянения, причём 15 из них возили людей под воздействием наркотических средств. По вине водителей маршруток случилось 22 аварии, в которых 2 человека погибли и 60 получили различные травмы. Это шокирующая ситуация, но создают её те, кто берёт на работу наркозависимых людей и не проверяет их состояние при выходе на маршрут.

Официально

За 9 месяцев 2013 года число нарушителей ПДД выросло по сравнению с прошлым годом в полтора раза: с 76284 до 105055 человек. За этот же период было угнано 328 транспортных средств различных категорий, 70% которых удалось разыскать. 104 преступника скрылись с места происшествия, не оказав пострадавшим первой медицинской помощи: 80% таких «водителей» найдено и привлечено к ответственности.

Наталия ГОНЧАРОВА.