Соловецкий путь

«Там я понял, что я - мужчина, русский, православный»

22 Октябрь 2013 668
Суровые условия Соловков не смогли скрыть для Антона Трофимова настоящей красоты островов.
Суровые условия Соловков не смогли скрыть для Антона Трофимова настоящей красоты островов.

Симферопольский преподаватель Антон Трофимов на протяжении пяти лет с перерывами жил на известных дивной православной обителью и машиной смерти советских лагерей Соловецких островах. Вместе с друзьями он строил копию императорской Петра Первого деревянной яхты «Святой Пётр» для Соловецкого морского музея.

Настоящая яхта, голландского образца, спущена на воду в 1693 году и прослужила до 1723 года, на ней впервые подняли российский судовой штандарт. Национальное достояние - флаг царя Московского - самый старый из сохранившихся государственных триколоров, находится в Санкт-Петербурге. Ну а «двойницу» судна омыли Белым морем минувшим июлем - с молебном на спуск корабля, с его освящением и традиционно разбиваемой о борт бутылкой шампанского на счастье.

- Сейчас трудно сказать, почему я поехал на Соловки. Мой отец, снимавший фильмы о тех местах, посоветовал их посетить. Тем более возник интерес к тому, что где-то на Севере строят деревянный корабль и я могу быть к этому причастен, - рассказывает 32-летний Антон Трофимов.

Идея создания яхты «Святой Пётр» возникла у товарищества Соловецкого мореходства, занимающегося исследовательской и научной деятельностью. У них уже есть корабль, на котором они ходят по Белому морю и Онежскому заливу, изучая жизнь поморцев. Теперь появился второй - правда, ему предстоит два года ходовых испытаний. - «Святым Петром» занимались в разное время до 30 человек - россияне, Антон - единственный с Украины. Настоящих кораблестроителей - несколько человек.

Самое сложное в строительстве - доставка всех деталей и частей с материка. На самих островах этого не купить. Кроме того, строительство возможно только в тёплое время года, а лето там короткое. Хотя на верфи работа продолжалась и при -20 на улице, внутри теплее - минус 10 на градуснике. Да и техника приносила головную боль даже профессиональным кораблестроителям, устанавливавшим современное оборудование: эхолот, навигацию, двигатель.

Антону Трофимову доставляло проблем то, что кораблестроение - не его профиль, окончил-то он философский факультет. Да и сами Соловки накладывали отпечаток, оказался вдалеке от родины и занимался «не совсем своим» делом. Однако, говорит парень, он на островах чувствовал как глубокое одиночество, так и многократное всеобъемлющее счастье, чего до того не было в жизни.

«Мне пришлось освоить клетневание вант полумушкелем. Перевожу: у корабля есть такелаж, верёвочки-тросы, с их помощью крепятся паруса, а также крепится и управляется рангоут (большие «палки», на которых висят паруса).

Мне нужно было обвить эти тросы трёхмиллиметровой верёвкой для безопасности и стилизации под старину. Обвивал полумушкелем - та же киянка, только с желобком на макушке.

В метре нужно сделать 333 оборота полумушкелем вокруг троса, а я обвил 100 метров. Медитативно. Почти месяц. Поначалу переживал: не так начал, не тот узел завязал, разрыв будет виден - мне до слёз было обидно. Я привык делать только то, что у меня получается наверняка, в остальном «смирялся» - то есть ничего, что могло задеть моё самолюбие. А тут не получалось. Я сильно расстраивался, пока не научился делать наверняка», - рассказывает Антон.

Впервые Антон Трофимов попал на Соловки пять лет назад - летом, на один месяц. И так сложилось, что ежегодно возвращался на острова. Но уже в 2012-м остался на год.

- К физическим трудностям можно привыкнуть, терпя холод, выдерживая тоску и темноту полярной ночи. С психологическими моментами - иначе: нет развлечений - на острове некуда пойти, отсутствует Интернет, пропадает мобильная связь. Остаётся только читать книги, - вспоминает парень.

Соловки летом во время белых ночей - огромная площадка, куда приезжают музыканты и художники. Там проводятся бардовские и джаз-фестивали или яхтенные регаты. Раз в год острова становятся культурным центром русского Севера. На короткие осень и весну и долгую зиму жизнь останавливается, Белое море замерзает, прекращается навигация - нет сообщения с материком. Только самолётом, но это дорого: 40 минут до Архангельска обходятся в 4000 рублей (1000 гривен), тогда как катер - 700 рублей (175 гривен).

- Небом же доставляются и продукты, но они недешёвые: в переводе на наши деньги морковь - 20 гривен за килограмм, молоко - 25 гривен за литр, творог - 35 гривен за килограмм. Очень помогали посылки из дома: мёд, орехи, письма, - признаётся Антон Трофимов. - Питанием мы себя не баловали. Конечно, пробовали традиционные северные шаньги - пышные оладьи, готовили треску, пекли пироги с ягодами - морошкой и брусникой.

Соловчане к приезжим - строителям яхты «Святой Пётр» - относились нормально. У местных - островное сознание, все живут рядом на отрезанном от остального мира куске земли.

- В посёлке на Большом Соловецком острове живёт до 1000 человек, половина из них на зиму уезжает на материк. Летом они неплохо зарабатывают на паломниках и туристах: к примеру, сдавая одно место в доме за 1000 рублей (250 гривен) в сутки, хотя зимой жильё бесплатное - только плати за коммунальные услуги. Понять тех, кто уезжает, можно: на острове нет инфраструктуры, у многих нет центрального отопления, воды, туалет - на улице. Суровые условия оставили на соловчанах свой отпечаток. Мы, южане, более эмоциональные, они - спокойные и уравновешенные. Даже если человек рад тебе, то не подаст виду.

Местные иногда не находят понимания со Спасо-Преображенским мужским монастырём, чьи основатели - соловецкие чудотворцы преподобные Зосима, Савватий и Герман. Народ в храм не ходит, обеспокоен лишь своими делами, хотя живёт за счёт обители и её паломников. Возникают иногда конфликты.

- Несмотря на это, обитель помогает соловчанам: монахи колют дрова пенсионерам, носят им воду или молоко. Нам монастырь помогал молитвой или в отношениях с местной администрацией. Бывало, музейщики выступали против нашего присутствия и работы на Соловках, но благодаря обители конфликты разрешались.

Два раза в год - на Рождество и Пасху - монастырь проводит открытые обеды, куда приглашаются все желающие. Также в обитель можно приходить в церковные праздники, на ежедневные службы или к монахам ради просветительских бесед о житии святых и толковании Священного Писания.

На память о Соловках Антон привёз в Крым часть деревянной палубы и фотографии. На островах он сделал около 500 снимков, его главный принцип при съёмке: уловить момент. «Постановки» не было, большинство кадров - случайное: увидел что-то интересное, нажал на затвор, пошёл дальше.

- Соловки - это мой путь! Там я понял, что я - мужчина, что я - русский, что я - православный.

Алексей ЛОХВИЦКИЙ.