Конституционная автономия

21 Октябрь 2013 519

В понедельник ныне действующая Конституция Автономной Республики Крым отметит своё пятнадцатилетие. 21 октября 1998 года 82 крымских парламентария из 85-ти присутствовавших, проголосовали за принятие Конституции Крыма, получившей впоследствии неформальное название «грачёвской».

Конституцию критиковали тогда представители едва ли не всех политических сил, представленных в крымском парламенте. И у всех были на то свои причины. Русская община, партия «Союз» были недовольны недостаточно высоким статусом русского языка. Руховцы Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров считали, что Конституция не отвечает интересам меджлиса, поскольку не предусматривает национальных квот на представительство в крымском парламенте. Кроме того, с коммунистами вообще и с Леонидом Грачом в частности меджлис и «Рух» связывали долгие взаимно враждебные отношения. Депутатское единство при голосовании объясняется тем, что Конституция представляла собой компромисс между соперничавшими группировками и уравновешивала возможности представительной и исполнительной власти и соответственно возможности противоборствующих глав этих ветвей власти - спикера Леонида Грача и премьера Сергея Куницына.

Затем в принятый крымскими депутатами текст Основного Закона автономии при согласовании с научно-экспертным управлением секретариата Верховного Совета Украины было рекомендовано внести ряд поправок. В результате текст был откорректирован таким образом, что тогдашний глава представительной власти Леонид Грач получил гораздо более широкие полномочия, чем предполагалось в первоначальном варианте. И именно в таком виде крымская Конституция после долгих препирательств была утверждена Верховным Советом Украины. Добавленная киевскими парламентариями пресловутая «поправка Зайца» (о приоритете украинских законов в случаях противоречия с крымскими) имела скорее идеологическое значение, нежели юридическое, поскольку это положение и без того закреплено в Основном Законе Украины. Ну а полномочия председателя Верховного Совета Крыма киевские парламентарии оставили широкими.

- Это была политическая взятка Леонида Даниловича Кучмы Леониду Ивановичу Грачу за ту стабильность, которую Леонид Иванович пообещал Киеву. Это был политико-правовой компромисс того времени. Тогда было очень важно, чтобы государство имело эффективные рычаги для сдерживания крымского сепаратизма. В настоящее время наша Конституция не отвечает потребностям автономии в ещё большей степени, чем это было в 1998 году, - считает политолог Александр Форманчук. - На мой взгляд, нынешняя Конституция сокращает возможности автономии в плане проведения каких-либо экспериментов в социально-экономической сфере. С большим трудом принятый закон об особенностях инвестиционной политики в Автономной Республике Крым несколько улучшает положение, но его далеко не достаточно. Наша автономия «урезана», она не соответствует общеевропейским принципам автономизма. Поэтому если Конституционная ассамблея будет работать (а я думаю, что Виктор Янукович воспользуется этим механизмом для принятия фактически новой редакции Конституции Украины), то неизбежно обнаружатся противоречия между новой редакцией Конституции Украины и действующей Конституцией АРК. Тем самым откроются возможности для изменения нашей Конституции.

Процесс изменения Конституции Крыма, по мнению Александра Форманчука, будет трудным и достаточно опасным даже для самого статуса автономии. Но такова цена будущего развития.

- Конечно, мы столкнёмся с серьёзным противодействием, - предупреждает эксперт. - Сразу резко активизируются силы, которые заинтересованы в ликвидации автономии, особенно ВО «Свобода». Внутри самой Партии регионов есть достаточно много людей, которые с ревностью относятся к полномочиям Крыма и не желают их расширения. А вот евроинтеграция как раз предполагает усиление полномочий регионов, потому что объединённая Европа - это объединение прежде всего регионов. И у Крымской автономии могут появиться дополнительные рычаги влияния. Но опыт показывает, что все страны, которые входили в Евросоюз, в первые три года переживали всплеск национализма, потому что переход на европейские стандарты - процесс очень болезненный. В результате роста недовольства граждан даже «Свобода» получит свои плюсы. Тогда изменение Конституции автономии станет ещё менее возможным, чем сейчас. Но если новая редакция Конституции Украины будет принята, то тогда у нас появится хотя бы право инициировать этот процесс. И тут уже многое будет зависеть от политической воли крымского руководства.

И от позиции самих крымчан, разумеется.

Николай ФИЛИППОВ.