Незабвенный Герострат

17 Октябрь 2013 743
Актёры Сергей Ющук и Виктор Навроцкий.
Актёры Сергей Ющук и Виктор Навроцкий.

Спектаклем «Забыть Герострата» режиссёра Виктора Навроцкого открыл нынешний сезон Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького.

Разыгранная на крымской сцене история обаятельного циника, умного негодяя, сохраняя изящество литературной основы, не утяжелена ни режиссёрским решением, ни игрой артистов. Утяжеляет действие разве что посланец из будущего, Человек театра, порой совсем уж неуместным пафосом - даже там, где хорошо бы подперчить если не сарказмом, то хотя бы ироничностью, что вполне позволительно с высоты прошедших веков. Молодому артисту Дмитрию Ерёменко явно не хватило жизненного опыта, избавляющего от юношеской пылкости и уверенности, что без навязчивых комментариев окружающие не способны понять истинный смысл происходящего. Но лозунговость - не лучший способ для связи времён.

Очень точно, непринуждённо создаёт рисунок сложной роли Герострата заслуженный артист Украины Сергей Ющук, умело расставляя режиссёрские и свои акценты. 32-летний рыночный торговец в его исполнении - не маньяк, движимый идеей разрушения оплота богов. Он и не просто хитрец, решивший таким рискованным способом обрести славу на века. Мы видим человека, не желающего смириться с невозможностью реализовать свои природные способности - ум, умение анализировать ситуацию и заставлять окружающих, изменяя своим не только служебным и общественным обязанностям, но и жизненным принципам, идти у него на поводу. Открыв для себя «великую истину: сильнее богов - наглость человеческая», уличный торговец делает её своим жизненным кредо, которое не просто провозглашает, а решает утвердить в сознании людей на века.

Бессмертие - слава после смерти, это конечная цель Герострата, но, как всякому человеку, ему не хочется раньше времени покидать бренную землю. И цепляется за любую соломинку, чтобы продлить своё телесное существование. Соломинок оказывается довольно много. Среди них сребролюбие - тяжкий грех, впасть в который так просто при маленькой зарплате надзирателя в тюрьме, где оказывается злодей, покусившийся на творение, воздвигнутое трудом и потом тех, чьи имена никто и не пытался запомнить. Вирус тщеславия легко запустить в среду даже тех, у кого власть, деньги и право управлять. Слабости есть у каждого. Этим и воспользовался Герострат, заразивший жену повелителя Эфеса Тиссаферна красавицу Клементину желанием прославиться на века. Ради этого она не гнушается разделить грязное тюремное ложе с тем, кто избежал быстрой расправы народа за содеянное святотатство. Исполнительнице этой роли заслуженной артистке АРК Эльмире Погосян мешает излишняя хищная гламурность и манеры девицы лёгкого поведения. Её Клементина чересчур предсказуема, хотя по пьесе это совсем не так. Ведь живущая без любви молодая женщина приходит к Герострату не за сделкой на бессмертие, она об этом и не помышляет. Ей просто важно узнать: а не чувство ли, которого ей самой не довелось испытать, причина столь отчаянного поступка? Это не она использует Герострата, а он её. Как использует и её слабовольного мужа, и несгибаемого творца правосудия Клеона. Исполнители этих ролей заслуженный артист Украины Владимир Крючков и народный артист Украины Виктор Навроцкий составили мощный дуэт, в котором не просто слаженно ведут свои партии, а так дополняют друг друга, что становятся олицетворением слабости и силы. Вот только и силу, оказывается, можно перебороть хитростью и соблюдением правила, выведенного Геростратом: «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь!», которое стало мощным пробивным тараном не только для него самого, но и для его многочисленных потомков всех времён и народов. Дерзкий уничтожитель храма столь виртуозно управляет согражданами и режиссирует события, что оказывается всего в одном шаге от кресла серого кардинала Эфеса. Законнику до мозга костей архонту Клеону ничего не остаётся, как убить своего антагониста. Бессилен перед злодеем даже Человек из будущего, который становится сообщником Клеона, вложив в его руку нож - единственный неопровержимый аргумент в любом непримиримом споре.

Герострат убит, но не побеждён: наглость торжествует над справедливостью и законом. Разве настигнет кара небесная там, в другом измерении.

Что же касается самого Герострата, он никуда не подевался и в жизни. Разве что затих на время. А вернее, просто-напросто затерялся в толпе подобных себе, храмов не поджигающих, но в храмах пакостящих. С той же геростратовской целью - прославиться, которую, правда, пытаются спрятать за сладким словом «свобода». Провозглашая освобождение от предрассудков общества, они освобождают себя и себе подобных от одного из ключевых понятий нравственности - совести.

Людмила МИЛИНА.