Первые и необычные

Какие они, памятники полуострова

9 Октябрь 2013 1791

Их сотни на полуострове - созданных людьми монументов, обелисков, скульптурных композиций, технических, исторических, типовых для всего бывшего СССР и уникальных крымских памятников. «Крымская правда» узнала, какие самые первые и необычные из них.

Самый древний

Таких на полуострове несколько: у сёл Широкого и Родникового, на Неаполе Скифском, найденные при раскопках святилища, и в 7 километрах от Бахчисарая. Менгиры - грубо обработанные или дикие камни, одиночно или группами строго вертикально установленные людьми в 4-2 тысячелетиях до нашей эры.

- Кто, как их доставлял (вес менгира несколько тонн), устанавливал, с какой целью, культовой, топографической или научной, они ставились, доподлинно неизвестно, - рассказывает историк Игорь Павленко. - К примеру, самый крупный в Крыму менгир (высота около 4 метров, ширина - 2 метра, толщина - 60 сантиметров) - Бахчисарайский, в балке между городом и посёлком Глубокий Яр, явно использовался для астрономических наблюдений (эту идею 30 лет назад выдвинул учёный Крымской астрофизической обсерватории Александр Лагутин), своеобразного ведения календаря. Неподалёку есть «дырявый грот» - скальный выступ с отверстием. В дни весеннего и осеннего равноденствия первый луч восходящего из-за скалы солнца проходит сквозь грот и попадает точно на вершину менгира. Есть версия, что менгир - аккумулятор энергии, некая точка, где отрицательная энергия преобразовывается в положительную. А всё выстроено в форме идеального кристалла, где сохранялась энергия Солнца. Так, как писал археолог Аскольд Щепинский, «на одной линии, почти строго с севера на юг, обращённые уплощёнными сторонами к востоку и западу» расположены и Скельские менгиры - у бывшего села Скели (ныне Родинковое под Севастополем). Там было 4 менгира, два (высотой 2,8 и 1,2 метра) стоят до сих пор, третий (высотой 85 сантиметров) снесли полвека назад, когда пытались проложить водопровод, а четвёртый (высотой 2,4 метра), неизвестно, когда и кем поваленный, лежит в стороне.

Если поднести к камням руку, то почувствуешь движение, трепет, но долго у менгира находиться опасно.

Самый дорожный

Он же считается самым первым российским памятником в Крыму - установленный в 1827 году обелиск в честь строителей дороги из Симферополя на Южный берег.

- Находящийся на лесной поляне Ангарского перевала 12-метровый памятник называют: Александровский обелиск, -
рассказывает Наталья Егорова, начальник отдела использования информации документов и информационных технологий Государственного архива в АРК. - Ведь строительство дороги Симферополь - Алушта (сейчас она несколько в стороне от современной трассы) началось в 1824 году по распоряжению императора Александра I. В Госархиве в АРК сохранился документ, датированный 1833 годом, - переписка строителя дороги инженера Петра Шипилова, таврического гражданского губернатора Александра Казначеева и новороссийского генерал-губернатора Михаила Воронцова. Шипилов просил Казначеева заказать «на Луганских заводах» восемь чугунных досок с надписями (указывались точные размеры и примеры текста), «дабы можно было их вставить в памятник и фонтаны по почтовой дороге на Южном берегу». И вскоре Казначеев переслал Воронцову для принятия окончательного решения документы и ответ из правления Луганских литейных заводов: «За отливку чугунных досок с таковыми же литерами, стоить будут за каждый пуд по восьми рублей, а за пироны, которыми они будут прикрепляться в стену, с бронзовыми вызолоченными розетками по три рубли. Сии доски могут быть отправлены вместе с буровым снарядом, который здесь изготовляется по назначению Его Сиятельства графа Михаила Воронцова и распоряжены доставлением в Симферополь». Воронцов дал разрешение, посоветовав лишь на месте «отличить надписи жёлтою краской». 24 апреля (по старому стилю) 1834 года чугунные доски прибыли из Луганска в Одессу, а оттуда - на Ангарский перевал. Увы, прикоснуться к ним Пётр Васильевич Шипилов, инициировавший устройство памятника строителям дороги, не смог: военного инженера не стало 23 апреля 1834-го в Гурзуфе, куда он довёл Южнобережную дорогу. Но в память о нём и всех строителях дороги, сталкивавшихся с неимоверными трудностями, на обелиске появились две доски: «Дорогу сiю работали 2-е баталiоны Козловскаго и Нашембургскаго пехотныхъ полковъ» и «По велению императора Александра I,
дорога сiя от Симферополя до Алушты через хребет Яйла начата с 1824 года, устроена в царствование императора Николая I, в 1826 году, при новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове, гражданском губернаторе Нарышкине подполковником Шипиловым».

Самые воинские

Их немало на крымской земле, не раз становившейся ратным полем. Самым первым памятником военным морякам можно считать открытый в 1839 году памятник бригу «Меркурий» (Капитану Александру Казарскому и его матросам с брига, в 1829 году вышедшего победителем в неравном бою с двумя турецкими кораблями). Инициатором появления памятника стал Михаил Лазарев, командующий Черноморской эскадрой, а деньги на монумент с лаконичной надписью «Казарскому. Потомству в пример» собрали моряки Черноморского и Балтийского флотов. А вот первый памятник иностранным военным появился в 1877 году - на могиле английских офицеров, погибших во время Альминского сражения Крымской войны. С Альминской битвой связаны ещё два первых памятника: русским воинам - пехотинцам, артиллеристам и кавалеристам - «Сяг Памяти Воинов»1884 года и простым солдатам - Владимирского мушкетёрского полка, ценой 1260 убитых и раненых державшим оборону.

- В годы Великой Отечественной, после освобождения Крыма от фашистов в 1944-м первые памятники защитникам и освободителям ставили жители и боевые товарищи, - рассказывает Марина Шульженко, главный специалист отдела информации Госархива в АРК. - А 16 мая 1944-го Совнарком Крымской АССР принял постановление «Об учёте и благоустройстве воинских кладбищ, братских и индивидуальных могил похороненных офицеров, бойцов и партизан, погибших в боях за освобождение Советской Родины от немецко-фашистских оккупантов». Одними из первых по этому постановлению появились: памятник-танк в Южной бухте Севастополя «Героям танкистам Н-ского полка, павшим за освобождение Севастополя», памятник-танк на братской могиле воинов 19-го Краснознамённого Перекопского танкового корпуса в Пионерском саду Симферополя и на братских могилах воинов 2-й Гвардейской армии в Армянске и у деревни Ишунь.

Самый студенческий

Для большинства студентов во время сессии слово «шара» (возможность свободно получить благо) приобретает мистический смысл. Чтобы вытащить лёгкий билет и удачно сдать экзамены, устраиваются целые ритуалы: из окон студенческих общежитий летят предметы под крики: «Шара, приди!», даже в самый холод не закрываются форточки и окна комнат, чтобы было «куда прийти». А студенты-радиотехники Севастопольского национального технического университета даже памятник шаре установили в 1998 году - в студгородке перед общежитием.

- Металлический шарик на бетонном постаменте увидел в первый же день, когда поступил в вуз, -
говорит студент-первокурсник Дмитрий. - Вначале не понял, что за чудо, а потом ребята пояснили: памятник Шаре. Говорят, там внутри шпаргалки спрятаны, а чтобы удача была на экзаменах, надо зачётную книжку о памятник потереть, а после сдачи водкой на шар брызнуть. В общем, в ближайшую сессию обязательно попробую.

Самые транспортные

Памятник этому экологически чистому виду транспорта - троллейбусу - открыт год назад на Ангарском перевале, как раз на том месте, где в 1959 году во время открытия троллейбусной трассы Симферополь - Алушта встретились идущие из этих городов троллейбусы.

- На постаменте - троллейбус 1972 года выпуска, - рассказал Георгий Славный, создатель музея «Крымтроллейбуса». -
Эта машина проехала почти 2 мил-
лиона километров и за 40 лет перевезла более 20 миллионов пассажиров.

Ещё два транспортных памятника в Симферополе. Памятник велосипеду, установленный на проспекте Победы, 209, у «Бородинского рынка». И крылатый мотобайк, сделанный кузнецом Дмитрием Левиным, установленный в 2009 году в парке кованых фигур в симферопольском сквере имени Дыбенко. Увы, памятнику, как и некоторым другим фигурам в парке, досталось от вандалов.

Самые рабочие

Самый первый памятник рабочим появился в Симферополе в 1921 году - на постаменте бывшего памятника Екатерине Великой в Городском саду установили вначале гипсового, потом бетонного пролетария, разрубающего капиталистические оковы, сковавшие земной шар. Памятник простоял до 1940 года. А в наши дни появились: деревянный пожарный с брандспойтом у пожарной части на улице Павленко в Симферополе (одна из работ мастера Игоря Джекноварова), в Евпатории у хлебозавода - памятник пекарю с батоном, а у здания водоканала - фигура водопроводчика. В Ялте появился слесарь-сантехник, а в Керчи - школьник с веником в руках - благодарность детям, следящим за чистотой в родном городе.

Самые дружные

Крым для многих - мостик дружбы, связующее звено в отношениях братских России и Украины. В память об этом в 1954 году в Симферополе на перекрёстке улиц Богдана Хмельницкого и Декабристов установлен памятник украинскому гетману Богдану Хмельницкому, завещавшему потомкам: «Навеки с Россией». А в Керчи в 2010 году установлен памятник Дружбы народов Украины и России - стилизованный морской узел, который лишь затягивается при попытке его разорвать. Рядом с памятником установлена табличка со словами городского головы Олега Осадчего: «Крепить дружбу между Украиной и Россией -
это наследие предков и наш наказ потомкам!». Год назад памятник раскрасили в цвета украинского и российского флагов.

Это лишь некоторые «самые-самые» созданные людьми крымские памятники. А может, и вы знаете о необычных монументах?

Ждём ваших писем: 95000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44, или pisma@pravda.crimea.ua

Наталья ПУПКОВА.

Фото с сайтов ru.wikipedia.org www.kerch.com.ua
www.shukach.com
www.bike-crimea.com