Копейка рубль бережёт?

«Социальная карта крымчанина» экономит деньги малоимущих, но наносит убытки бизнесу

3 Октябрь 2013 730
Социальную карту получили 500000 крымчан, но пользуются ею далеко не все.
Социальную карту получили 500000 крымчан, но пользуются ею далеко не все. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Мы не раз писали о проекте «Социальная карта крымчанина», инициированном крымским правительством. Напомним, суть проекта заключается в предоставлении скидок на товары и услуги малоимущим категориям населения со стороны коммерческих организаций, участвующих в проекте. Ход выполнения программы, которую в крымском сообществе воспринимают неоднозначно, вчера обсуждали в Совмине автономии.

Министр социальной политики АРК Елена Семичастная сообщила, что спустя почти полтора года с начала реализации проекта обладателями этих дисконтных карт стали полмиллиона жителей полуострова. За это время сеть участников расширилась с 250 до 1170 организаций, среди которых - продмагазины, супермаркеты, аптеки, парикмахерские, ателье по ремонту и пошиву одежды, обуви, магазины бытовой химии и т. п. Наиболее активно в программу включились коммерческие структуры Симферополя, Керчи, Феодосии, а также Джанкойского, Ленинского и Симферопольского районов.

- Средний размер скидки, которая предоставляется владельцам социальных карт, не ниже 5%. В аптеках, например, размеры скидок достигают 10%. Программа успешно выполняется и в городах, и в сельской местности, и материальный эффект для её пользователей налицо, - заключила министр.

Участники совещания сошлись во мнении, что для малоимущих людей даже 20-30 копеек, сэкономленных при одной покупке с социальной картой, играют важную роль при низком уровне доходов. Но если владельцы карт получают какую-никакую экономию личных денег, то некоторые участники дисконтной системы, позиционирующие себя как социально ответственный бизнес, несут немалые убытки.

- Изначально переговоры проводились со всеми крупными сетевыми операторами продуктов питания, но в итоге получилось, что по проекту работают только «Фуршет», «FM» и «Яблоко». «Сельпо», «Фоззи», «АТБ» отказались участвовать. В условиях, когда между сетевиками нет конкуренции, за неполные полтора года за счёт соцкарты крымчанина «Фуршетом» недополучено более трёх миллионов гривен. Мне уже собственники магазинов претензии предъявляют! Хотелось бы, чтобы в перспективе вы поработали и с другими сетевиками, - не без намёка обратился к председателю крымского Совмина Анатолию Могилёву директор крымской сети магазинов «Фуршет» Сергей Макеев. Звучали и другие мнения, в частности о том, что коммерсанты, теряя прибыль на предоставлении скидок, всё равно получают её за счёт увеличения товарооборота. Были пожелания увеличить размер скидок в сети, так как вокруг полно других дисконтных карт. Замечания и предложения премьер взял на карандаш.

Добавим, нередко в отношении проекта можно услышать критические замечания. Мол, лучше б 750 000 гривен из бюджета, затраченных на изготовление соцкарт, стикеров на магазины и информационных брошюр, потратили на другие нужды. Но сторонники проекта с такой постановкой вопроса не согласны. Во всяком случае противников идеи соцкарты её «родители» на вышеуказанном совещании назвали скептиками. Со своей стороны недавно мы опросили наших читателей, пользуются ли они социальной картой. Подавляющее большинство респондентов (70,1%) ответило, что они предпочитают брать карту на покупки, но обычно ищут, где товары дешевле всего, и берут их без каких-либо дисконтов.

Максим ГОЛОВАНЬ.