Акциз о двух концах

2 Октябрь 2013 634
Заправился раз - заплати дважды.
Заправился раз - заплати дважды. Фото автора.

В Кабмине чиновники не могут договориться, повышать или нет ставку акцизного сбора на все виды топлива. Нововведение, которое сделает литр бензина на три гривны дороже, собирались ввести в текущем месяце, а потом отложили на неопределённый срок. Чем грозит потребителям новый европейский налог, разбирался наш корреспондент.

На днях в официальном сообщении Мининфраструктуры Украины была опровергнута информация о возможном в ближайшее время повышении ставки акцизного сбора на все виды поставленного в нашу страну топлива. Тот факт, что это планировалось сделать текущей осенью, опроверг и премьер-министр страны Николай Азаров.

Напомним, ещё в мае глава «Укравтодора» Евгений Прусенко говорил о том, что акциз на дизельное топливо и бензин необходимо поднять как минимум в два раза, так как именно эти сборы являются основным источником средств, необходимых для содержания украинских дорог.
А денег на латание дорожных дыр взять больше негде. По его словам, на потребителях повышение акциза если и скажется, то несущественно: литр бензина подорожает лишь на 10-15 копеек.

Ещё ранее об острой необходимости повысить налоги на нефтепродукты до европейского уровня говорил министр инфраструктуры Владимир Козак. Своё заявление он тоже мотивировал недофинансированием ремонтных работ на дорогах. Однако аргумент показался общественности недостаточно весомым, и после возникшего резонанса Козак открестился от своей идеи.

Пока чиновники раздумывали, в чьи уста можно без последствий вложить нелицеприятную инициативу, ситуация с состоянием дорог ухудшилась. В то же время дефицит бюджетного финансирования обострился. На этом фоне Минфин подсчитал, что при двукратном увеличении акциза литр бензина может подорожать не на копейки, а на 1,5-2 гривны.

Точки над «i» расставил руководитель Всеукраинского центра предпринимательской деятельности Александр Данилюк, который на днях выступил на пресс-конференции. Он сообщил, что новый налог обойдётся потребителю в 2,5-3 гривны на литре купленного бензина. Кроме того, эта мера, по его словам, приведёт к уменьшению доли легального бензина на украинском рынке.

- У нас сегодня почти половина рынка - в тени, там действуют совершенно другие законы, - сказал Данилюк. - Появление дополнительного акциза будет означать, что легальный бензин окажется в ещё более невыгодном положении.

С таким мнением полностью согласны и эксперты. Они отмечают, что для увеличения объёмов получения акцизного сбора от продажи нефтепродуктов и, как следствие, для наращивания финансирования дорожного строительства государству следует не повышать налоги, а ликвидировать контрабанду и фальсификат. Кстати, по официальным итогам 2012 года, теневые топливные потоки составили 26,5% рынка и достигли объёма 2,7 миллиона тонн.

Один из ведущих крымских операторов топлива сообщил нашему корреспонденту, что налоги на бензин и сейчас достаточно велики и составляют более 5 гривен на каждом купленном литре топлива. Получаемых средств вполне бы хватило на реконструкцию дорожных покрытий, если бы собранные средства не растекались по частным карманам. Если акциз поднимут вдвое, потребителям придётся платить за литр бензина втрое больше, чем он стоит на самом деле. А гарантировать, что разница будет потрачена по назначению, не сможет никто.

Наталия ГОНЧАРОВА.