Рождённые огнём
Симферопольская мастерица выжигает на дереве портреты знаменитостей, пейзажи и животных
Скромная двухкомнатная квартира в отдалённом от центра крымской столицы районе. Десятый этаж. Сразу за дверью открывается удивительный мир учительницы Натальи Золотарёвой. Главным увлечением её жизни стала пирография - искусство росписи огнём. Им она увлеклась, когда училась на географическом факультете тогда ещё Симферопольского государственного, а сейчас - Таврического национального университета.
«Мне нравится запах горящего дерева»
Кухня, прихожая и коридор украшены десятками, не побоимся этого слова, картин - фигурными разделочными досками. На них - крымские виды и животные, портреты актрисы Мэрилин Монро и певца Григория Лепса, космонавта Юрия Гагарина и актёра Михаила Боярского. Словно живые, они глядят на тебя тонкими линиями глаз и улыбаются воплощающимися в реальность губами. За сорок один год творчества Наталья Михайловна создала более пяти тысяч работ: одна часть хранится дома, другая - подарена друзьям, третья - продана на выставках.
- Художественного образования у меня нет, в детстве, как и все ребята, рисовала. Когда поступила в вуз, увидела приборы-пирографы и решила заняться выжиганием. В университете состоялась и моя первая выставка, которую посвятила своему шестидневному сыну Алексею, - вспоминает шестидесятилетняя Наталья Михайловна. - Я настолько увлеклась пирографией, что уже не представляю без неё жизни. Что меня в ней привлекло - не знаю, есть в ней что-то необычное, к тому же мне нравится запах горящего дерева. Да и я - женщина, мне хотелось украсить свою кухню. Поэтому выжигаю, в основном на разделочных досках, скалках, ложках, лопатках и солонках.
По её словам, труднее всего писать портреты и создавать на дереве копии известных картин. Но от того внутри рождается больший интерес к работе. В ней используется лишь три цвета - чёрный, коричневый и цвет доски. Краски и лак для покрытия мастер не применяет, поскольку от них темнеет рисунок.
- Пирография - самый древний вид искусства. Человек, не умевший разговаривать, должен был общаться и для передачи своих мыслей брал из костра уголёчек и рисовал им на стенах своей пещеры. Со временем он понял, что это можно использовать для украшения. В семнадцатом веке пираты между морскими походами разукрашивали деревянные столы в харчевнях нагретыми в огне кочерёжками. Они писали либо орнаменты, либо картины из своей жизни. В восемнадцатом и девятнадцатом веках барышни из высшего света занимались выжиганием для развлечения. Им подавали специально сделанные ручки с металлическими наконечниками, раскалёнными в камине. Ну а в XX веке появился электрический пирограф. Его изобрёл 15-летний английский мальчик в 1962 году.
На одну доску - десятки часов работы
Для выжигания художница использует дубовые, берёзовые, грабовые, липовые доски. Но в последнее время отдаёт предпочтение тяжёлому в работе буку, привозимому из Львовской области. Впрочем, использовать для такого творчества можно всё что угодно: раньше Наталья Золотарёва выжигала и на фанере, и на разбитых почтовых ящиках, и на разрушенных стендах.
- У каждого материала - свои особенности. Дерево имеет неоднородную структуру - это не ровный и гладкий лист бумаги. Попадается и твёрдая, и мягкая древесина. Кстати, у одного и того же дерева может быть разная по качеству доска. Материал я отбираю и визуально, предполагая, что на этой доске будет портрет или натюрморт, и на ощупь, и по запаху, - поясняет мастер. - Для выжигания у меня есть семь разных пирографов и к ним насадки - остренькие, толстенькие, с узором. Свой первый аппарат «Умелец» я купила в магазине «Техника для молодёжи». Он тогда стоил от шести до десяти рублей. Сейчас цена прибора - около ста пятидесяти гривен.
Процесс пирографии начинается с обработки доски, которую Наталья Михайловна шлифует наждачной бумагой, затем на поверхность карандашом наносит рисунок, после чего выжигает.
В день она работает от трёх до двенадцати часов, но на её физическом состоянии это никак не сказывается.
- Я выжигаю и сидя, и лёжа, и просматривая фильмы, и отдыхая в санатории. При этом у меня хватает времени заниматься домом, - хвалится Наталья Золотарёва. - Вообще на одну доску я могу потратить от пятидесяти до ста двадцати часов - всё зависит от сложности работы. Но в ней не должно быть ошибок, ведь дерево - не бумага: нельзя взять резинку и стереть, как карандаш. Если случилась оплошность, то она подтирается скальпелем - и, увы, повреждается структура доски, получается совсем другой рисунок.
Твёрдая рука, острый глаз и усидчивость
Тяжёлой художница называет работу на бамбуке: это растение очень твёрдое, почти как железо, на один сантиметр выжигания тратятся часы. Самой большой и длительной картиной стал натюрморт на деревянном полотне размером один метр на девяносто сантиметров - её у Натальи Золотарёвой купили на аукционе.
- Я продаю преимущественно на выставках или благотворительных ярмарках. Цена зависит от потраченных усилий. К примеру, за границей работы уходили от ста долларов за штуку.
У нас уходят намного дешевле - по двести или триста гривен за работу. Большим спросом пользуются натюрморты, рисунки кораблей, крымские пейзажи, животные. Идеи для них беру или в прессе, собирая газетные и журнальные вырезки, или сама придумываю будущую картину, - говорит Наталья Михайловна.
Она считает, что основными качествами для пирографа должны быть твёрдая рука, которая не дёрнется в самый неподходящий момент, острый глаз, который различит мелкие детали, терпение, усидчивость и внимательность. Иногда во время выжигания приходится задерживать дыхание, как делают снайперы перед выстрелом, для прорисовки тонких линий.
- По моему мнению, пирография для детей - один из лучших способов развития, позволяющий им отвлечься от многочасового сидения за компьютерами и телевизорами. И не нужно иметь особых талантов в рисовании, ведь изображение на доску можно перевести через копирку и потом его обвести пирографом, - завершает нашу беседу Наталья Золотарёва.
Алексей ЛОХВИЦКИЙ.