Утилизационный ноль

3 Сентябрь 2013 815

Вступивший в силу с 1 сентября закон об утилизационном сборе, как и прогнозировала наша газета, оказался очередной пустышкой. Его пока не отменили, но к тому, судя по всему, дело идёт: украинские заводы, поддержать экономику которых планировалось за счёт подорожания ввозимых иномарок, оказались не готовы работать на экологию и тоже обречены на уплату дополнительного экологического сбора.

Рекомендовано ждать

На минувшей неделе украинская Госавтоинспекция, в полномочия которой вошёл контроль об уплате утилизационного сбора при оформлении новеньких иномарок, разослала по адресам крупнейших автодилеров рекомендательные письма. В них сообщается, что взимать новый налог за автомобили, которые были ввезены в страну до 1 сентября, нет необходимости. Других у нас в наличии нет, ведь процедура заказа и поставки иномарок достаточно длительна и занимает как минимум около трёх месяцев. Это значит, что введение вступившего в силу закона откладывается, а на какой срок - сказать трудно.

Такое положение дел вызвало нездоровую конкуренцию между дилерами: одни успели сформировать запасы товара, другие - нет. К примеру, Александр Тимофеев из ОАО «Бавария», которое является официальным импортёром на Украину автомобилей «БМВ», сообщил, что его компания не сумела заполнить склады по не зависящим от неё причинам.

- Мы растамаживаем в основном автомобили с бензиновыми двигателями, а весной этого года их было невыгодно оформлять из-за введённых специальных пошлин. Поэтому недавно нам пришлось потратить на эти цели 20 миллионов гривен оборотных средств, чтобы в одночасье не попасть под ещё один налог, - сообщил он. - Существующих запасов нам может хватить на полтора месяца, в течение которых, мы надеемся, налог отменят. Поскольку против него выступает ЕС. При других обстоятельствах автомобили будут ввозиться по новым ценам.

Кроме внутренних финансовых вопросов против заблаговременного наполнения складов сработали и европейские тенденции: несколько ведущих автомобильных конвейеров в этом году были остановлены на внеплановые ремонты. В результате мы можем говорить о явном дефиците некоторых популярных на Украине марок.

Так, в отделе продаж компании «Кий Авто Холдинг» (дилер «Рено») нам сообщили, что наиболее востребованных и относительно недорогих моделей Логан, Сандеро, Флюенс и Меган в наличии сейчас нет, а их следующие поставки запланированы на октябрь-ноябрь. Других моделей популярного французского брэнда на складах осталось по 4-10 штук, или по одной на три области нашей страны.

Холостой выстрел

Не в выигрыше, а в проигрыше оказались и украинские автосборочные заводы, в поддержку которых собственно и был принят по примеру России украинский закон об утилизационном сборе. Напомним, изначально планировалось, что нововведение сработает не только на пополнение пустой государственной казны, но и на улучшение экологической ситуации в нашей стране. В этой связи говорилось, что за налоговые деньги предприятия смогут уничтожать отжившие своё развалюхи на колёсах, и делать это они будут на специально оборудованных при всех автозаводах утилизационных площадках.

Только сбор вступил в силу, а оборудовать необходимые площади за прошедшие без малого три месяца никто не успел. Вот и получилось, что украинским заводам, которые не знают, куда сбыть свою продукцию, тоже по новому положению придётся платить дополнительный налог за каждый проданный автомобиль.

- Мы пока не завершили работу, чтобы соответствовать всем критериям, - признался маркетинг-директор группы АИС Сергей Боровик.

Тем не менее, по его словам, стоимость машин украинской сборки, выполненной на Кременчугском автосборочном заводе, в ближайшее время не изменится, так как их «имеется определённый запас». Сколько именно невостребованного ширпотреба скопилось, эксперт не уточнил.

Наталия ГОНЧАРОВА.