Рисковый бизнес

29 Август 2013 1407
Паркомат - не роскошь, а средство наполнения бюджета.
Паркомат - не роскошь, а средство наполнения бюджета. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Как уже сообщала наша газета, на внеочередной сессии Верховного Совета Крыма 7 августа депутаты выделили пятьсот тысяч гривен из бюджета автономии Крымскому республиканскому предприятию «Крымтранспарксервис», созданному в мае Советом министров АРК по инициативе Молодёжного правительства. Задача предприятия - организация новых платных автостоянок и наполнение местных бюджетов за счёт парковочного сбора. В ходе обсуждения вопроса депутаты высказывали сомнения в жизнеспособности проекта. Для того, чтобы реально оценить его перспективы, наш корреспондент побывал в офисе предприятия и побеседовал с его руководством.

КРП «Крымтранспарксервис» расположился в одном из офисных центров крымской столицы. За восемь рабочих кабинетов общей площадью 250 квадратных метров платит арендную плату в размере двадцати двух тысяч гривен в месяц. Но директор предприятия
31-летний Максим Короленко уверяет, что это немного. По его словам, стоимость аренды здесь - одна из самых низких по городу, к тому же собственник помещений сделал для предприятия скидку.

- Основные наши отделы - бухгалтерия, юристы, кадры, охрана труда, обслуживание парковочных площадок и автоматизированная система управления с круглосуточной диспетчерской службой, - рассказывает он. - При создании предприятия мы изучали опыт Киева, где работает аналогичное коммунальное предприятие с разветвлённой сетью парковок, зонированием и соответствующей тарификацией по городу.

Сегодня на предприятии работают двадцать шесть человек, но по мере открытия новых парковок штат будет увеличен за счёт парковщиков. Средняя зарплата сотрудников «Крымтранспарксервиса» составляет около четырёх тысяч гривен.

Пока что предпритие расходует бюджетные средства, не рискуя связываться с банковскими кредитами. «Если бы мы взяли кредит в банке, тариф на парковку вырос бы в три раза, поскольку нам пришлось бы заложить в него выплату тела кредита и проценты по нему, - поясняет наш собеседник. - Кроме того, чтобы взять кредит, потребовались бы гарантии крымского правительства, и в случае провала проекта ответственность несли бы действующая власть, бюджет республики, а следовательно пострадали бы интересы налогоплательщиков, то есть крымчан».

По его словам, КРП «Крымтранспарксервис» планирует следующий уровень тарифов: Алушта - 10 гривен/час, Симферополь - 5 гривен/час, Ялта - от 5 до 20 гривен/час, южнобережные посёлки - в среднем 10 гривен/час, Евпатория - от 5 до 10 гривен/час, Феодосия - 10 гривен/час. По предварительным расчётам, поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней в этом случае составят ежегодно около восьми миллионов гривен. Основную часть этой суммы получат местные бюджеты.

- Мы уже начали работать с местными Советами, поскольку зависим от их решений по передаче в пользование парковочных площадок, - рассказывает директор «Крымтранспарксервиса». - Увы, в этом бизнесе есть бюрократические процедуры, занимающие много времени, и интересы различных людей. Ни для кого не секрет, что зачастую парковки «крышуют» депутаты местных Советов, в Симферополе - депутаты городского Совета в связке с некоторыми депутатами парламента автономии. Сегодня у нас по парковкам уже есть положительные решения Ялтинского, Симеизского, Кореизского и Массандровского исполкомов. Симферополь, который мы считаем базовым регионом, пока передал нам тринадцать парковочных площадок, готовится решение ещё по пятнадцати площадкам.

В целом по автономии предприятие рассчитывает получить не менее ста площадок, больше всего их будет в Симферополе, Алуште, Феодосии, Евпатории и на территории Большой Ялты.

Этого, по мнению М. Короленко, хватит для того, чтобы уже в 2014 году «Крымтранспарксервис» вышел на уровень самоокупаемости. Он прекрасно понимает, что в нынешней экономической ситуации никто не позволит предприятию постоянно тянуть деньги из республиканского бюджета.

Чтобы оценить затратность проекта и масштаб работы, которую предстоит проделать, достаточно привести такую сумму: стоимость обустройста одной площадки составляет около восьмидесяти тысяч гривен. Из чего она складывается? «Внесённый в госреестр паркомат с купюроприёмниками, фискальным регистратором и антивандальной защитой стоят пятьдесят тысяч гривен, - поясняет руководитель предприятия. - Плюс разметка, знаки и видеонаблюдение - это ещё двадцать-тридцать тысяч гривен».

В свою очередь размер доходов от площадки зависит прежде всего от её расположения.

- Мы подсчитали, что одна южнобережная парковка на
30-35 мест за четыре месяца курортного сезона может зарабатывать до пятисот тысяч гривен, - отмечает наш собеседник. - За такой бизнес, особенно если он «чёрный», рвут зубами.

Приводит он и такой пример: «Одна площадка находится возле ялтинской гостиницы «Ореанда» (27 мест, в том числе три - для инвалидов), вторая - перед симеизской почтой (15 мест, два - для инвалидов). В Ялте платят 20 гривен/час, в Симеизе - 10 гривен.
В среднем парковка у «Ореанды» приносит 800-900 гривен в день, иногда и тысячу. Когда мы открыли площадки, то ввели видеонаблюдение - парковщики поняли, что за ними следят, после этого дневная выручка выросла в два раза».

Клиентам платных парковок важно понимать, куда идут их деньги - в бюджет или же в чей-то персональный карман. «Оплата парковки производится только через паркомат, и всё фиксируется, выдаются два чека - парковочный талон и фискальный чек, - говорит М. Короленко. - Наши кассовые аппараты зарегистрированы в налоговой, куда вся информация об оплате поступает автоматически. В конце каждого дня к нам поступают отчёты о работе парковки. Кроме того, мы создаём сайт, где можно посмотреть информацию по каждой парковке: дневная выручка, перечисление парковочного сбора, зарплата.

Руководитель «Крымтранспарксервиса» не соглашается с обвинениями в том, что со временем предприятие станет монополистом в своей сфере:

- Мы никого ниоткуда не будем выгонять, не будем давить на работающих «по-белому» предпринимателей. Наше предприятие хочет осваивать новые свободные места. Но если бизнесмены продолжат работать «по-чёрному», мы попросим местные власти расторгнуть с ними договоры, а парковки передать нам.

Сегодня создание «Крымтранспарксервиса» не привело к серьёзному переделу рынка платных парковок в автономии, но в том, что к этому идёт, сомневаться не приходится. А поскольку кусок пирога весьма лакомый (об этом говорят и приведённые нашим собеседником цифры), борьба за него, судя по всему, предстоит нешуточная.

Алексей ЛОХВИЦКИЙ.