Машины времени
Что мешает развитию электромобильного движения на Украине
Когда в недавней заметке мы назвали электромобили машинами будущего, то не ошиблись. Природные ресурсы ограничены, нефть ежегодно дорожает, и в ближайшие десятилетия человечество будет вынуждено переходить на альтернативные источники энергии. По мнению специалистов, для ощутимого энергосбережения нужно активно развивать создание машин на электротяге, однако в нашей стране государству до прогресса совсем нет дела. Ответы на извечный вопрос «почему?» мы получили на тематическом форуме, состоявшемся в Евпатории.
Не можешь помочь - не мешай!
Именно здесь финишировал первый на Украине автопробег «Электромобилизация». В течение недели семь электромобилей, выехав из Симферополя, добирались через Алушту и Ялту, Севастополь, Николаевку и Саки к заветному финишу, преодолев без единой поломки 350 километров. Одну из машин - блестящую и немного воздушную «Электру» - 75-летний киевлянин Валентин Гербштейн три года назад создал своими руками.
- Сделана моя «ласточка» из нержавеющей стали, а внутри стоит один из лучших моторов американского производства. Затраты минимальны: зарядка обходится в три гривны на 100 километров пути, - рассказывает Валентин Михайлович. - У нас есть кому делать электромобили, думать над их модернизацией, но проблема в том, что нередко чиновники суют нам палки в колёса. У нас электромобиль легче сделать, чем зарегистрировать. И дело даже не в ГАИ, есть другие неприятели прогресса. Недавно чиновник из госпредприятия «ГосавтотрансНИИпроект» требовал у меня 1,5 тысячи гривен за... проверку газовых выхлопов электромобиля! Не господдержка, а цирк на пустом месте...
Электротранспорт нужно узаконить
Помимо возрождения технического творчества среди молодых специалистов, которые могли бы научиться ремонтировать и создавать электромобили, автопробег преследовал и другие задачи, говорит главный организатор «Электромобилизации», предприниматель Михаил Демурия.
- Электромобили улучшают экологическую обстановку, что крайне важно для нашего курорта. С помощью автопробега мы хотели показать народу, какими разными бывают электромобили по функциональным задачам. Помимо самодельных были представлены электромобиль бизнес-класса, грузовик-самосвал, экскурсионный и даже единственный на Украине экземпляр - компактная машина для инвалидов-колясочников. Если ноги отказали, но работают руки, заехал в неё на коляске и передвигаешься, - поясняет Михаил.
На форуме с участием экспертов из государственных, частных и общественных структур было отмечено, что для комплексного развития электромобилестроения нужно внести изменения в законодательство, позволяющие регистрировать и эксплуатировать электромобили.
- Когда у тебя не спецтранспорт, а официально поставленный на учёт в МРЭО автомобиль, тебе доступны не городские закоулки, а дороги общего пользования. Да и у ГАИ меньше вопросов, - поясняют специалисты.
Важно создать на Украине и развёрнутую сеть зарядных станций, где можно будет заряжать автомобили. Пока же предприниматели выходят из положения, выводя розетки на заправках. К лету следующего года организаторы автопробега хотят установить в одном из крымских городов сеть зарядных станций и запустить прокат электромобилей.
Первопроходцем во внедрении электромобилей в Крыму стала Евпатория, где четыре турфирмы возят на гольф-карах туристов по экскурсионным маршрутам. По словам экскурсоводов, отдыхающим нравится, что электромобили работают бесшумно, легко маневрируют по узким улочкам, не загрязняют воздух и в условиях жары делают поездку комфортной. Кстати, именно Евпатория близка идеология «зелёных городов», в частности в транспортном вопросе: здесь вот уже почти 100 лет работает единственный в Крыму трамвай и активно развивается велотуризм.
Кстати
Первопроходцем во внедрении электромобилей в Крыму стала Евпатория, где четыре турфирмы возят на гольф-карах туристов по экскурсионным маршрутам. По словам экскурсоводов, отдыхающим нравится, что электромобили работают бесшумно, легко маневрируют по узким улочкам, не загрязняют воздух и в условиях жары делают поездку комфортной. Кстати, именно Евпатория близка идеология «зелёных городов», в частности в транспортном вопросе: здесь вот уже почти 100 лет работает единственный в Крыму трамвай и активно развивается велотуризм.