Герой из Грозного

Исполнилось 110 лет Борису Аршинцеву

12 Август 2013 825
Борис Аршинцев.
Борис Аршинцев.

Его имя носят улицы в крымских населённых пунктах, микрорайон, школа и песчаная коса в Керчи. А в музее Керченского историко-культурного заповедника хранятся его часы и кинжал. Сегодня, 10 августа по новому стилю, исполняется 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза Бориса Аршинцева. Судьба отвела воину всего 40 лет - во время Великой Отечественной он погиб под Керчью.

Борис Никитович родился в Грозном. Его отец Никита Дмитриевич погиб, когда мальчугану едва исполнилось шесть лет. Мама Агриппина Михайловна вновь вышла замуж за разнорабочего Григория Краснощёкова. Но и его крохотные заработки не спасали семью с детьми. Чтобы помочь маме, Борис, как и отец, начал немного заниматься плотницким делом. Было ему тогда чуть более 11 лет. В неполные 17 добровольцем записался в Красную Армию, сражался и с белогвардейцами, и просто с бандитами. Храбрость и решительность парня заметили - направили на командные курсы во Владикавказе. Служил в частях особого назначения на Северном Кавказе и в Петрограде. Довелось бороться с бандитизмом, воевать с японскими милитаристами на озере Хасан в 1938-м и на реке Халхин-Гол в 1939-м. В начале Великой Отечественной Борис Аршинцев, выпускник и преподаватель Военной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии имени Михаила Фрунзе, назначен начальником штаба 211-й стрелковой дивизии Московского военного округа. Оборона Ельни, сражения под Смоленском, Вязьмой, Можайском, контрнаступление под Москвой. Тревога о семье, о жене, эвакуировавшейся в Челябинск. Затем новые назначения, бои за Кубань и Кавказ во главе 30-й стрелковой дивизии. Вскоре эта дивизия поменяла номер и стала Гвардейской, а её полное название - 55-я Гвардейская Иркутская ордена Ленина, трижды Краснознамённая, ордена Суворова II степени стрелковая дивизия имени Верховного Совета РСФСР. Хватало орденов и у командира - гвардии генерал-майора Бориса Аршинцева: два ордена Красного Знамени, орден Суворова II степени и Отечественной войны II степени.

- Мой дед, командир роты Пётр Громов, воевал под командованием Бориса Аршинцева, - написал в редакцию житель Хабаровска Семён Розанов. - Он очень хорошо отзывался о командире дивизии. Рассказывал, что тот не устраивал им бездумных «лобовых» атак на фашистов, всегда чётко просчитывал возможности наступления. Берёг людей. Уважал каждого солдата. Дивизия одной из первых ворвалась в освобождаемый Крым - в начале ноября 1943-го форсировала Керченский пролив и в жестоких боях заняла населённые пункты под Керчью. Эти плацдармы удерживали до весны 1944-го. В марте 44-го мой дед был тяжело ранен, вместе с ещё десятью ранеными эвакуирован на Кавказ, потом комиссован. Но всю жизнь он с теплотой и уважением отзывался о своём комдиве. Сожалел, что тот не дожил ни до освобождения Крыма, ни до Победы.

И фотокарточку комдива хранил вместе с редкими фото боевых друзей. Год назад мне довелось исполнить давнюю мечту - побывать в местах, где воевал дед. Конечно, в Керчи я прошёл и к месту гибели его комдива, и к его могиле. А потом с радостью узнал, что в местном музее хранятся наручные часы и кинжал Бориса Аршинцева, переданные крымчанам его родными. Похожие часы с широким кожаным ремнём и белым циферблатом носил и мой дед.

Борису Аршинцеву не суждено было узнать о Победе. Не узнал он, уже командир 11-го Гвардейского Краснознамённого стрелкового корпуса, и о том, что стал Героем Советского Союза. 25 ноября 1943-го «За умелое руководство десантными операциями по форсированию Керченского пролива и захвату плацдарма на Керченском полуострове» гвардии генерал-майора представили к этому званию. Но указ о награждении вышел 16 мая 1944-го. Через четыре месяца после того, как на высоте 115,5 под Керчью в блиндаж Бориса Аршинцева попал фашистский снаряд...

Наталья ПУПКОВА.

Фото
с сайта kerch-museum.com