Мастер книжной графики

5 Август 2013 735

Говоря об известном крымском художнике Викторе Буне, отмечают прежде всего именно эту его ипостась. Что вполне оправданно и справедливо. Хотя он оставил яркий след не только достижениями в графике, но и в живописи. А ещё он был и навсегда останется в плеяде талантливых симферопольцев, олицетворяющих любовь к ставшему родным городу и умевших выразить свои чувства ярко, зримо и навсегда.

Даже не ожидала увидеть на скромной выставке в научной библиотеке «Таврика» такого многочисленного присутствия. Не только коллег Виктора Васильевича и тех, чьи книги он оформлял. Потому что для многих симферопольцев он был и остаётся достопримечательностью города, навсегда вошедшей в его историю. Его помнят на Крымском телевидении, на Художественном комбинате, где он работал до того, как попал в издательство «Таврия», где оформил более ста книг.

Он ушёл из жизни десять лет назад в возрасте творческого расцвета, не успев до конца раскрыть свой талант и реализоваться в полной мере. Но и того, что сделал, достаточно, чтобы войти в историю изобразительного искусства республики.

Поводом для встречи стал выход в свет в издательстве «Н.Орiанда» альбома в серии, автором идеи и составителем которой является искусствовед Игорь Липунов.

«В каждом рисунке - радость». Так отозвались в прессе об иллюстрациях Виктора Буня к произведениям крымских авторов, среди которых был замечательный детский поэт Владимир Орлов. Его сборник «Живая ниточка» стал первым, над которым Виктор работал в 1974 году.

- Он не любил «горящих» заказов, - вспоминает вдова художника Тамара Смирнова. - Он заботился о том, чтобы читателям было приятно и радостно общаться с книгой, легче усваивать её: макетировал так, чтобы текст и иллюстрации располагались на страницах параллельно.

Среди оформленных Виктором Бунем книг, которые наверняка бережно сохраняются в библиотеках симферопольцев, - «Солнышко над городом встаёт» Семёна Когана, «Лебяжьи острова» Владислава Бахревского, «Самый счастливый день» Владимира Терехова, «Рассказы о русском флоте» Анатолия Митяева (отмеченная, кстати, дипломом Всеукраинского конкурса «Мистецтво книги»).

Не просто хорошо известны читателям, а любимы ими краеведческий и поэтический сборники «Крымские каникулы», «Солнечные соты», «Керченские рассказы» Василия Маковецкого. В оформлении иллюстратор с одинаковым мастерством использовал карандаш, тушь и перо, акварель, гуашь, фотографику, офорт.

- Но любимой с молодости была живопись, - свидетельствует Тамара Николаевна. - И он преуспевал в ней с молодости. Ученические работы Виктора остались в фонде Казанского художественного училища, которое он окончил с отличием. Его принимали без экзаменов в Ленинградскую академию художеств. Решил поднабраться опыта в знаменитых реставрационных мастерских имени Игоря Грабаря. Но вынужден был уехать из Москвы: жить там было негде. А в Симферополе его приютил дядя.

Так художник стал крымчанином. О чём ни разу не пожалел. Обзавёлся семьёй, друзьями. И нашёл себя в творчестве. Его работы до сих пор используют для иллюстрации своих произведений крымские писатели и поэты. Трудно представить книгу православного поэта Татьяны Шороховой без лика Божией Матери - выразительного, несмотря на незаконченность эскиза к задуманной автором большой картине. Двенадцать репродукций работ Буня представлены в альбоме «Священный образ Тавриды», выпущенном в прошлом году епархией.

Искусствоведы и многочисленные поклонники творчества Виктора Буня сходятся во мнении, что при жизни, как часто случается, художник не получил достойного и соответствующего его дарованию признания.

- К сожалению, это приходится говорить о недавно ушедшем от нас симферопольце Олеге Грачёве, которого больше ценили в России и за рубежом, бахчисарайце Сергее Пустовойте, керчанине Жорже Матрунецком, - считает Игорь Липунов. - Творчество именно таких мастеров, не успевших в полной мере реализоваться, является питающим слоем всего искусства, опорой, на которой оно зиждется. Состоит этот слой из истинных подвижников, бессребреников, сокровенных талантов, среди которых и Виктор Бунь.  

В альбоме, который вышел благодаря вдове мастера, впервые столь широко представлены живопись, книжная и станковая графика, приведён список оформленных изданий и каталог работ, хранящихся в музеях и любительских коллекциях в Крыму и в Германии.

А в Республиканской библиотеке имени Ивана Франко открылась выставка живописи Виктора Буня.

- При жизни он не стремился выставляться, - делится её инициатор Тамара Смирнова-Бунь. - Но держал свои работы в полном порядке: аккуратно оформленными, подписанными. Мне кажется, подсознательно чувствовал, что настанет их черёд общения со зрителями.

Художник не ошибся. В эти дни каждый может вникнуть в его богатый мир, отражённый на полотнах, на бумаге. И поразиться, насколько точно и образно передавал он состояние природы, вникал в глубинную сущность естества тех, кого изображал на портретах. Удивительна серия его автопортретов. Один из них выполнен в сюрреалистической манере и называется «Энтропия (Переход в состояние бесцельности)». Кстати, сам он это полотно никак не назвал, за него постаралась супруга - дипломированный психолог. Игорь Липунов назвал эту работу «образцом авторской честности».

- Возможно, это был приговор самому себе, в некотором роде исповедь «потерянного поколения» советской эпохи, - мнение высказанное искусствоведом во вступительной статье к альбому. - В ёмкой метафоре художнику удалось выразить двусмысленность существования творческой личности в мутном общественном бульоне. В автопортрете есть безоглядная бескомпромиссность, которой так не хватает в современном искусстве Крыма, увязшем в нарциссизме и беззаботности, штампующем бесконечные, зачастую виртуозные «цветущие сирени», «уголки Гурзуфа», «миндальные рощи в Мисхоре» и тому подобные приятные всем сладости.

Заведующая библиотекой «Таврика» Нина Колесникова считает, что Виктор Бунь обладал особым даром - способностью вживаться в мир литературы. Что позволило ему стать не просто иллюстратором, соавтором каждой оформленной книги, раскрывающим вместе с литератором идеи и образы.

Многие симферопольцы с удовольствием вспоминают время, проведённое в гостеприимном доме художника, который был открыт для друзей, в него можно было войти не только днём, но при необходимости и ночью. И все подчёркивают сочетание таланта и высочайших человеческих качеств. Таким он и запомнился, о таком и вспоминают с удовольствием и благодарностью за общение и оставленное наследие, оценить которое ещё предстоит.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.