«Семнадцать мгновений» Штирлица

Сорок лет назад вышел сериал о разведчике Исаеве

24 Июль 2013 1908
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица.
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица.

У него почти крымская «прописка» - четыре последних романа о судьбе героя-разведчика Юлиан Семёнов написал в Верхней Мухалатке. Отец оператора фильма Петра Катаева - Евгений Петров (Катаев) - погиб в авиакатастрофе 2 июля 1942-го, возвращаясь из осаждённого Севастополя. Актёры и режиссёр Татьяна Лиознова неоднократно бывали на полуострове. А ещё это просто любимый фильм миллионов телезрителей. «Крымская правда» выбрала девять мгновений о знаменитом фильме.

Мгновение №1

«Мы расскажем вам о некоторых событиях последней военной весны, последней весны войны... Мы расскажем вам лишь о семнадцати днях этой весны...». 11 августа 1973 года за час с четвертью до начала программы «Время» миллионы советских телезрителей вслушивались в слова, произнесённые за кадром Ефимом Копеляном, и наигрываемую на фортепиано мелодию. Всматривались в чёрно-белые кадры, на которых любимый актёр Вячеслав Тихонов с грустью провожал взглядом летящий в небе журавлиный клин. И ждали, чем порадует фильм, созданный режиссёром Татьяной Лиозновой, запомнившейся по киноленте «Три тополя на Плющихе», и сценаристом Юлианом Семёновым, полюбившимся политическими детективами. Разочароваться не пришлось: 12 серий фильма о советском разведчике Максиме Исаеве - Штирлице смотрелись на одном дыхании. Потом эксперты подсчитают: фильм экономил в стране воду - её потребление во время показа резко падало; замедлял преступность и пьянку, заставляя прильнуть к экранам и бандитов, и любителей «сообразить на троих». А на Кубе (фильм показывали во всех соцстранах) из-за «17 мгновений» срывались заседания правительства: министры отдавали предпочтение просмотру кино. Говорят, Фидель Кастро, узнав причину, устроил просмотр всех серий сразу.

Не остался равнодушным к фильму и лидер СССР Леонид Брежнев, отличавшийся хорошим киновкусом: он настолько проникся историей, что приказал разыскать настоящего разведчика и наградить. Сделать это было невозможно: ограничились награждением актёров и съёмочной группы - от Государственной премии РСФСР до премии КГБ СССР. Кстати, КГБ и выступил «заказчиком»: курировал съёмки первый зампредседателя Семён Цвигун (в титрах скрыт под именем С. Мишин). А председатель КГБ СССР Юрий Андропов, давший разрешение Юлиану Семёнову собирать материал в архивах разведки, был первым зрителем: без его разрешения картина на экраны не вышла бы. Юрию Владимировичу понравилось, единственный совет - упомянуть о германских коммунистах.

Мгновение №2

Роман Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны», вышедший в 1970 году, стал третьей книгой о разведчике (всего 14). Съёмки начались 11 апреля 1971-го в Восточном Берлине (ГДР). Впрочем, большую часть снимали в СССР: к примеру, первые кадры в лесу, где штандартенфюрер СС Штирлиц, под именем господина Бользена, прогуливался с фрау Заурих и задумчиво следил за журавлиным клином, - на территории бывшей усадьбы Архангельское-Тюриково в Москве. Явка на Цветочной улице в Бёрне на самом деле была «провалена» в Риге, а швейцарскую границу пастор Шлаг переходил в Грузии.

Мгновение №3

Представить кого-то иного в роли Штирлица, блестяще сыгранной Вячеславом Тихоновым, сложно. Между тем сыграть мог и Арчил Гомиашвили (Остап Бендер в гайдаевских «12 стульях»), Иннокентий Смоктуновский (Юрий Деточкин из «Берегись автомобиля»), но они отказались. А Всеволод Санаев (полковник милиции Иван Зорин в нескольких фильмах) отказался от роли Мюллера, мотивировав, что он, «секретарь парторганизации «Мосфильма», фашистов не играет». Так роль досталась Леониду Броневому.

Начальника Штирлица Вальтера Шелленберга сыграл Олег Табаков, причём так, что племянница настоящего Шелленберга писала: «Вы так похожи на дядю Вальтера, что мне не остаётся ничего, как повесить ваш портрет в этой роли в комнате». Мартина Бормана сыграл Юрий Визбор. Его дочь Татьяна, отдыхавшая в пионерлагере, писала: «Всем лагерем смотрим «Семнадцать мгновений весны». Благодаря тому, что ты в нём сыграл Бормана, я получила огромную популярность». Роль Гитлера предложили Леониду Куравлёву. «Репетировал, - вспоминает актёр, - но этого антихриста не осилил, моя природа была против». В итоге фюрера сыграл актёр из ГДР Фриц Диц. Куравлёв стал одноглазым эсэсовцем Айсманом.

Радистку Кэт сыграла Екатерина Градова, хотя планировали Ирину Алфёрову (будущую Констанцию из «Трёх мушектёров»), но она была в отъезде. А жену Штирлица мечтала сыграть Светлана Светличная, но ей выпала роль влюблённой в разведчика Габи. «Женой» стала Элеонора Шашкова, настоящие разведчики назвали её «образцом».

Мгновение №4

Юстас (имя Штирлица в шифровках из центра) - студенческое прозвище Юлиана Семёнова. Жена Штирлица придумана для фильма Вячеславом Тихоновым, узнавшим, что иногда разведчикам привозили на свидание жён. Вначале Татьяна Лиознова решила сцену расширить, якобы не только жену, но и сына привезли. Но потом от мальчика отказались, иначе бы не получилось пяти минут разговора глазами. Зато в сценах с радисткой Кэт дети были: снимать пришлось шестерых - дети выходили из нужного возраста. Благо рядом с киностудией был Дом малютки, младенцев брали «на роль» там.

Дёргающаяся шея у раздражённого Мюллера появилась случайно: воротничок рубашки у Броневого оказался узким, актёр невольно пытался его расширить. Жест вошёл в фильм. Попали в кино и руки ассистента художника Феликса Ростоцкого. Они «принадлежат» Штирлицу, выкладывающему фигурки из спичек. У Тихонова попадала в кадр сделанная в юности татуировка «Слава».

Мгновение №5

Штирлиц, как рассказывал Юлиан Семёнов, собирательный образ. Создавая героя, работая в архивах, он отталкивался и от личности Якова Блюмкина, работавшего в двадцатые годы на Дальнем Востоке, и от героев сороковых - Николая Кузнецова, Рихарда Зорге, Рудольфа Абеля. Впрочем, некоторые считают прототипом Штирлица советского разведчика Вилли Лемана, служившего заместителем шефа германской разведки Вальтера Шелленберга и работавшего на СССР по собственной инициативе. Арестован гестапо в декабре 1942-го.

Мгновение №6

На самом деле Максим Максимович Исаев - не настоящее имя Макса Отто фон Штирлица, а псевдоним, выбранный писателем для героя романа «Семнадцать мгновений весны». Настоящее имя разведчика - Всеволод Владимирович Владимиров, а под псевдонимом Исаев он начинает работать в романе «Бриллианты для диктатуры пролетариата», рассказывающем о событиях 1921 года. Кстати, время написания романов не совпадает с хронологией развития сюжета. Так, «Семнадцать мгновений весны», где действие разворачивается в 1945-м, опубликован в 1970-м, а роман «Бриллианты для диктатуры пролетариата» - спустя год. О месте рождения разведчика - Забайкалье - узнаём из романа «Экспансия-2», написанного в 1984-м. А в романе «Майор «Вихрь» (1967 год) сказано о жене разведчика Александре Николаевне и сыне Александре, родившемся в 1923-м, через несколько месяцев после направления отца в Харбин («Пароль не нужен», 1966 год).

Мгновение №7

В последней серии «Семнадцати мгновений весны» Штирлиц узнаёт, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. Впереди ещё немало работы и мечты о Родине. О том, что ждало разведчика после возвращения, в фильме ни слова. Об этом в последнем романе цикла - «Отчаяние»: вернувшись в начале 50-х в СССР, разведчик узнаёт, что семья расстреляна, и оказывается в ГУЛАГе.

Мгновение №8

Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев, текст песен - Роберта Рождественского. Примечательно, что петь «Я прошу, хоть ненадолго,/ Боль моя, ты покинь меня» и «Не думай о секундах свысока» для фильма пробовали Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман. Но режиссёр в итоге выбрала Иосифа Кобзон, правда, попросила спеть так, чтобы зритель голос не узнал. Удалось, а вот в титрах имени певца не оказалось - их сделали раньше, лишь в конце 90-х исправили упущение.

Мгновение №9

Одно из свидетельств успеха фильма то, что его мгновенно разобрали на цитаты.

Вспомните: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться»; «Ясность - это одна из форм полного тумана»; «Воистину, куришь американские сигареты - скажут, что продал Родину»; «Вы слишком много знаете. Вас будут хоронить с почестями после автомобильной катастрофы»; «Он спал глубоко и спокойно, но ровно через 20 минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанная годами»; «Трудно стало работать. Развелось много идиотов, говорящих правильные слова»; «Мне лучше знать, с чего начинать!»; «Мгновенья раздают кому - позор, кому - бесславье, а кому - бессмертие». А сколько раз мы руководствовались секретом разведчика: «Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза».

Режиссёр Татьяна Лиознова, дочь погибшего на фронте красноармейца, как-то сказала: «Это фильм о войне, которую мы выстояли, и история о советском разведчике в тылу врага переплетается с документальными кадрами кинохроники войны на его Родине. Штирлиц - один из нас. Просто у него другая работа, но он делает своё дело честно и до конца. Главная идея - работать так, чтобы Родина победила, - воплощена в Штирлице».

«Семнадцати мгновениям весны» всего 40 лет, и хотя многих его создателей уже нет с нами, они оставили о себе светлую память: фильм о войне продолжает волновать и учит «не думать о секундах свысока», и «просто помнить долг от первого мгновенья до последнего».

Наталья ПУПКОВА.

Фото с сайта kino-teatr.ru