Пять фактов о «Три плюс два»

Полвека фильму о «диком» отдыхе и курортном романе на полуострове

2 Июль 2013 1148
«Клянёмся не бриться, не пить, не курить и остаться дикарями» - мужская клятва на фоне горы Сокол.
«Клянёмся не бриться, не пить, не курить и остаться дикарями» - мужская клятва на фоне горы Сокол.

Сюжет комедии прост: трое друзей - ветеринар Роман (Андрей Миронов), дипломат Вадим (Евгений Жариков) и доктор физико-математических наук Степан (Геннадий Нилов) приехали на «Волге» отдохнуть на пустынном морском побережье. Но в «дикую» жизнь вмешались новые отдыхающие на «Запорожце» - дрессировщица львов и тигров Зоя (Наталья Фатеева) и киноактриса Наташа (Наталья Кустинская). Уступать место никто не хочет. Впрочем, противостояние постепенно перерастает в симпатию. «Крымская правда» выбрала пять главных фактов о фильме.

Факт 1. Рейтинговый

Комедия режиссёра Генриха Оганесяна, вышедшая на экраны 3 июля 1963 года, сразу завоевала зрительскую любовь. По результатам советского кинопроката полувековой давности, «Три плюс два», с ещё никому не известными Андреем Мироновым, Евгением Жариковым, Геннадием Ниловым и успевшими сняться в нескольких главных ролях Натальей Кустинской и Натальей Фатеевой, заняли второе место - 35 миллионов зрителей. Успех фильм разделил с драмой о друзьях-врачах «Коллеги», в которой играли также тогда чуть более известные Олег Анофриев, Василий Ливанов и Василий Лановой. Первое место и 46 миллионов зрителей было у революционной драмы «Оптимистическая трагедия» с маститыми Маргаритой Володиной, Вячеславом Тихоновым, Борисом Андреевым и Всеволодом Санаевым.

Факт 2. Сценарный

Сценарий для фильма написал автор гимна СССР и «папа» «Дяди Стёпы» Сергей Михалков. Основой стала его пьеса «Дикари», с успехом шедшая в Московском драмтеатре имени Марии Ермоловой. И режиссёром Михалков выбрал Генриха Оганесяна, у которого двумя годами ранее в фильме «Приключения Кроша» снимался сын баснописца Никита. Музыку к картине написал композитор Андрей Волконский, а аранжировщиком был никому не известный тапёр из ресторана Раймонд Паулс. Съёмки велись киностудиями имени Максима Горького и Рижской. Отбор актёров Генрих Оганесян проводил на Рижской - в городке Клапкалнциемс. К пробам допускал тех, кто с ходу и без ошибок произносил это название.
В Москве снимали сцены в колхозе, где герой Андрея Миронова лечит коров, парикмахерскую, в Риге - сцены в палатке и в салоне «Волги», в Ленинграде - цирк, где героиня Натальи Фатеевой «дрессировала» тигров (настоящим их дрессировщиком был Вальтер Запашный).

Факт 3. Крымский

Основная часть съёмок проходила в Крыму с августа по ноябрь 1962-го. Пустынный берег, где герои установили палатки, нашли в Новом Свете (а жили члены съёмочной группы во дворце Льва Голицына над подвалом с шампанским). В кадрах благодаря красивой работе оператора Вячеслава Шумского часто появляются гора Орёл (Коба-Кая), 165-метровый коралловый риф, возвышающийся над Зелёной бухтой (где так полюбили купаться героини фильма) у посёлка Новый Свет, и 474-метровая гора Сокол. Видны мысы Алчак и Меганом (с одноимённой горой), а романтики свиданию Вадима и Наташи добавляют красоты можжевеловой рощи на мысе Капчик.

Благодаря этой паре в фильме появляются и Генуэзская крепость, и Судак, и Алушта. Мимо крепости они идут за хлебом в ближайший населённый пункт (в реальности от лагеря «дикарей» до Судака около пяти километров), затем вдруг «попадают» в Алушту (афиша фильма, где Наташа в роли милиционера, висит на здании местной автостанции). И через пару мгновений вновь оказываются в Судаке: ресторан «Чайка», где они выдают себя за интуристов, мороча голову официанту в исполнении режиссёра Генриха Оганесяна, - набережная курортного города.

Кстати, красиво запутан и путь к лагерю для главных героинь: вначале они ехали по трассе Симферополь - Керчь, проезжая село Богатое, а затем вдруг оказываются на трассе Алушта - Судак у посёлка Морского. Трюк, возможный только в кино: в реальности пришлось бы от Богатого возвращаться в крымскую столицу и менять маршрут.

Факт 4. Культурный

Когда снимали фильм, культуры у отдыхающих было больше, а нравы у принимающих - строже. Появляться в городе в плавках, купальниках, шортах и прочей пляжно-отпускной амуниции было запрещено.

- Актёры прибыли в Судак ещё в июле, чтобы равномерно загореть, мужчинам - обрасти бородами. Естественно, по городу они ходили в ненадлежащем виде, - вспоминает Алексей Волков, в те годы - лейтенант местной милиции. - И неоднократно задерживались нашими сотрудниками. В лицо их тогда ещё не узнавали, поэтому штрафовали по полной. Помнится, мне довелось выписывать пятирублёвый штраф Андрею Миронову - он в шортах и без рубашки покупал мороженое на центральной улице Ленина. Весёлый, обаятельный парень, прекрасный актёр. Хотя тогда я в это не поверил, подумал: баламут. Потом им справки киностудии выдали, что такой внешний вид - не нарушение, а подготовка к роли.

Строго поступили и с Натальей Фатеевой - в Ялте не пустили в ресторан в бриджах (обтягивающие брюки до колен), в которых она снималась в кино.

Факт 5. Цитатный

Благодарные зрители быстро «разобрали» фильм на цитаты.

* «На самом интересном месте! Мне такой сон приснился!» (Зоя).

* «Она перележала на пляже и вся сгорела. - Но от неё хоть что-нибудь осталось?» (Наташа, Вадим).

* «Мы не собираемся с вами мириться... - А мы с вами не ссорились!» (Наташа, Степан).

* «Женщина-милиционер, она ведь тоже ... женщина!» (Вадим).

* «Женщины и я - понятия несовместимые»; «Консервная банка системы «Запорожец»; «Ослы и те... от солнечных лучей в тень прячутся. Уж на что ослы... а вы!»; «Трёхразовое питание, пижама в полоску - культурный отдых»; «Девушка, а экскаватор вам не нужен?» (Рома).

* «Лично я свой багажник запираю в бумажник»; «Женись, топись - море рядом!»; «Я читаю дю - тюк - тивный роман. Оставь меня в покое» (Степан).

* * *

Полвека назад на экраны вышла комедия, моментально «заразившая» туристов любовью к «дикому» крымскому отдыху: побывать в местах, где работали киношники «Три плюс два», стало интересно и модно. Сейчас, кстати, те места уже далеко не пустынны, найти точки, где разбивали палатки будущие звёзды отечественного кино, сложно. Да и многих создателей фильма уже нет: первым, в 1964-м, ушёл из жизни режиссёр Генрих Оганесян, в 87-м не стало Андрея Миронова, в 2008-м - композитора Андрея Волконского, через год - сценариста Сергея Михалкова, в 2011-м - оператора Вячеслава Шумского, в 2012-м - Евгения Жарикова и Натальи Кустинской. Под восемьдесят (пусть живут и здравствуют) Геннадию Нилову, Раймонду Паулсу, Наталье Фатеевой. Первые двое уже не участвуют в киносъёмках, а Наталья Николаевна снимается в фильме о войне и любви «Вагончик мой дальний». А новые поколения крымчан, как и положено, переживают за героев и с удовольствием узнают полуостров в комедии 50-летней выдержки «Три плюс два».

Наталья ПУПКОВА.