Вызов - ложь, да в нём намёк

Что скрывается за анонимными «минированиями» и телефонными розыгрышами

23 Июнь 2013 943
Диспетчерский пульт приёма тревожных сообщений в ГСО.
Диспетчерский пульт приёма тревожных сообщений в ГСО. Фото автора.

Смеяться, право, не грешно. Смех человеку и жизнь продлевает, и в тонусе держит. Но чувство юмора у всех разное. И если у кого-то звонок, несущий информацию о заложенной бомбе, вызывает улыбку, то для силовых ведомств автономии это всякий раз экстренная ситуация, требующая концентрации больших сил и средств. А учитывая, что спецслужбы содержатся за счёт бюджета, то затраты при реагировании на липовые вызовы в итоге ложатся на плечи налогоплательщиков. Мы решили выяснить, во сколько обходятся силовым ведомствам автономии телефонные «разводы», а также узнать, кто и зачем раздувает ложную тревогу.

Ищут пожарные, ищет милиция...

Наиболее распространённая категория телефонных шутников, это, конечно же, анонимные лжеминёры. Такие люди звонят в органы и заявляют о заложенном внутри того или иного объекта взрывном устройстве. Последнее ложное минирование имело место в Севастополе 12 июня, когда в два часа ночи в милицию поступило сообщение о бомбе, которая якобы заложена внутри магазина «Лидер» на улице Маяковского. На место сразу выехали следственно-оперативные группы МВД, УГСЧС и боевой расчёт пожарно-спасательной части №1, специалисты СБУ, предприятий «Севастопольэнерго», «Севастопольгаз», «Севгорводоканал», бригады «скорой помощи». Милиция оцепила территорию, эвакуировав персонал, после чего специалисты УМВД провели обследование всех помещений магазина. Через два часа дали отбой, взрывоопасных предметов не нашли. Злоумышленника, совершившего этот ложный звонок, сейчас разыскивают, но, как показывает практика, обычно это дело времени.

Чтобы понять, насколько часто телефонные террористы донимают службы спасения, прибегнем к статистике. Как сообщили нашей газете в крымской милиции, в 2012 году на полуострове зафиксировано 13 ложных звонков о минировании. В 2011 году подобных сообщений было четыре, в 2010-м - восемь. Итак, чем же оборачивается такое «озорство»?

- Каждая служба, которая выезжает на подобные сигналы, несёт массу затрат. Например, бесплатный бензин для нашего транспорта с неба не льётся, - говорит начальник сектора связей с общественностью Ольга Кондрашова. - Но самое главное в том, что специалисты всех ведомств, а их обычно задействуется большое количество, тратят своё время, отвлекаются от своих основных обязанностей.

Расслабляться нельзя никогда!

Интересно, что в последний раз по анонимному звонку в Крыму находили реальное взрывное устройство аж 15 лет назад. 3 февраля 1998 года в милицию поступил звонок о бомбе, заложенной в здании Ялтинского городского Совета. Каждый уголок мэрии прочёсывали полтысячи (!) правоохранителей, которые всё-таки нашли взрывчатку на крыше здания. И хотя за все последующие годы тревожные сигналы, к счастью, ни разу не подтверждались, стражи порядка всегда готовятся к худшему.

- Наша задача - прибыть на место угрозы взрыва в кратчайшие сроки и провести комплекс необходимых мероприятий по поиску и обезвреживанию возможных взрывоопасных предметов, - говорит начальник отдела взрывотехнической и пожарнотехнической экспертизы НИЭКЦ при ГУ МВД Украины в АРК Алексей Кирданов. - Если пиротехники МЧС обезвреживают снаряды и бомбы, к примеру, времён Великой Отечественной войны, то материал для нашей работы - взрывные устройства, которые могли заложить с криминальным умыслом. Наша служба базируется в Симферополе, но обслуживаем мы весь Крым, работая круглосуточно, по сменам. Прибыв на место, обследуем территорию, часто привлекаем обученных собак - они незаменимые помощники при осмотре любого объекта. Если аноним сообщил о потенциальном времени взрыва, до этого времени выводим оттуда людей и выжидаем определённое время, дабы удостовериться, что угроза действительно миновала.

- Что ощущаете, когда убедились, что сигнал был ложным? - спрашиваем у эксперта.

- Каждый вызов у нас боевой, и расслабляться нельзя никогда, - сразу отрезает Алексей Евгеньевич. - Я своим подчинённым, которые после очередного сообщения начинают сетовать, мол, опять зря выезжали, так и говорю: не зря! Не было бомбы, и слава Богу, но реагировать и быть готовыми ко всему мы должны всегда! Я думаю, в местах лишения свободы, куда шутники попадают за свои проделки, былой задор быстро улетучивается.

Потёр брелок - вызвал группу

Хватает ненужных хлопот и у другого милицейского подразделения - Государственной службы охраны, у которой только в Симферополе под сигнализацией находятся восемь тысяч объектов, начиная от квартир и домов граждан до офисов и магазинов. В службе ложные вызовы делят на две категории. В первом случае проблемы могут быть вызваны техническими сбоями в системе связи. Например, если на линии произошли обрыв, кража или замыкание провода от дождя, то умное оборудование посылает на пульт сигнал тревоги. Но обычно в ложных вызовах виноваты клиенты.

- Ложные сработки у нас бывают и по неосторожности, и умышленные, - рассказывает начальник Центра технической охраны УГСО при ГУ МВД Украины в АРК Александр Шаповалов. - Представьте, человек поставил дома стационарные кнопки тревожной сигнализации, либо держит такую кнопку в специальном брелоке, идентичном автомобильному. И вот он дома вытирает пыль, случайно задевает кнопку, прибор чувствительный. Он ничего не подозревает, а к нему уже едет группа задержания. Другой пример: человек кладёт брелок, допустим, в карман, сигнал срабатывает, по тревоге поднимаем наряд. Кто-то не снял вовремя сигнализацию с объекта - тоже идёт сигнал тревоги. Но встречаются и люди, которые развлекаются таким способом. Сидит, например, человек дома в компании, выпивают, и тут он говорит: «Хотите я кнопочку нажму, и наряд приедет?!». Сказано - сделано! Наряд приезжает понапрасну, но это ещё полбеды. Нужно понимать, что при каждом выезде сотрудники приезжают с оружием и готовятся к неприятностям, поэтому для собственной же безопасности лучше не допускать нештатных ситуаций.

С нерадивыми клиентами общаются позже, когда те протрезвеют. Обычно виновники вчерашних торжеств понимают свою вину, извиняются и больше не балуются. С учётом того, что себестоимость одного вызова составляет в среднем 30-50 гривен, то 610 ложных вызовов по вине клиентов с начала текущего года принесли службе ГСО 20-30 тысяч гривен убытков. Но в отличие от коллег из других областей Украины наши ГСОшники пока не штрафуют. Говорят, что методы убеждений пока работают.

Вызвал пожарных - плати полторушку!

До тысячи звонков от граждан поступает ежедневно и в оперативно-координационный центр ГУ Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины в АРК, среди которых фиксируются и ложные.

- За год к нам поступает приблизительно 600-650 ложных вызовов, и сегодня мы имеем более 120 подобных сообщений, - сообщили нашей газете в пресс-службе ГУ ГСЧС Украины в Крыму. - Чаще всего номер службы спасения набирают дети, которым хочется побаловаться. Но нередко к практике ложных вызовов прибегают и взрослые, которые, «минируя» социально значимые объекты, задают нам лишнюю работу. Мы просим граждан не звонить диспетчерам без повода и использовать телефоны экстренных служб только в случае реальной опасности.

По данным крымских спасателей, ситуации бывают разные. Одно дело, если сердобольный ребёнок просит «дядей приехать и снять кошечку с дерева», и другое, когда имел место вызов с умышленным подтекстом, те же пресловутые анонимки о минировании. Злоупотребление может дорого обойтись абоненту: выезд одного пожарного автомобиля обходится в 1000-1500 гривен, и у спасателей есть подкреплённое законодательством право повесить сумму на шутников.

Что грозит нарушителям?

За заведомо неправдивый вызов специализированной службы согласно статье 183 Административного кодекса Украины налагается штраф от 51 до 119 гривен. Но ехидничать по поводу столь мизерной, на первый взгляд, суммы не стоит. За причинённые убытки суд может обязать нарушителя выплатить куда больший штраф, как это было с 54-летним керчанином, который в октябре 2012 года, будучи навеселе, «заминировал» гостиницу «Керчь», парализовав работу нескольких предприятий. Ему назначили 6 тысяч гривен штрафа и дали два с половиной года тюрьмы. В УК Украины есть 259-я статья, по которой за дачу заведомо ложного сообщения об угрозе безопасности граждан предусмотрено наказание от двух до восьми лет.

Что «минировали» в Крыму в этом году

За минувшие полгода лишних поводов для беспокойства, помимо описанного случая в Севастополе, было шесть. В середине марта 35-летний житель Херсонской области «заминировал» автостанцию в Судаке, за что получил два года тюрьмы. Другой юморист в апреле «заминировал» известный ночной клуб «Пещера» в Алуште и тамошнюю гостиницу, поведав о «сюрпризе» близ этих зданий. Оперативники вычислили лжеминёра уже через час и задержали 30-летнего жителя Симферопольского района, который так решил отомстить охранникам ночного клуба за то, что не пустили его в увеселительное заведение. Ещё один весельчак в конце мая поднял на уши весь международный аэропорт «Симферополь», заявив что на борту самолёта, летевшего рейсом Симферополь - Москва, он перевозит пластид. Во время обхода самолёта стюардесса увидела в проходе коробку и попросила убрать её в сторону. Гражданин отказался и ляпнул, что внутри лежит пластид. Рейс задержали, 73 пассажира и шесть членов экипажа эвакуировали, а 53-летнего москвича доставили в отделение милиции. В «опасной» коробке обнаружили только овощи. Отдельная страсть шутников - Симферопольский железнодорожный вокзал. Минувшей весной его «минировали» дважды. В результате жертвами последнего «теракта» стали более 500 человек: работники вокзала и пассажиры двух поездов, рейсы которых были задержаны на 20 минут.

Максим ГОЛОВАНЬ.