Советские солдаты Победы и воины ОУН-УПА. Возможно ли примирение?

Послевоенный террор

23 Июнь 2013 709

После изгнания немецко-фашистских оккупантов с Украины ОУН-УПА не прекратила свою деятельность.

Но, будучи не в состоянии воевать с регулярными частями Советской армии, оуновцы осуществили реорганизацию УПА. Большинство отрядов были разбиты на мелкие вооружённые группы, которые, рассеявшись по лесам и укрывшись в «схронах», перешли к террористической деятельности против представителей Советской власти, всех тех, кто её признавал и поддерживал. Не щадили они при этом и колеблющуюся часть населения Украины. Главнокомандующий УПА Роман Шухевич, по данным его же сподвижников, требовал от своих подчинённых: «Добиваться, чтобы ни одно село не признало советской власти. ОУН должна действовать так, чтобы все, кто признал советскую власть, были уничтожены. Не запугивать, а физически уничтожать! Не нужно бояться, что люди проклянут нас за жестокость. Пусть из 40 миллионов украинского населения останется половина - ничего страшного в этом нет». По официальным советским данным, украинские националисты осуществили за период с 1944-го по 1952 год 14,5 тысячи диверсий и террористических актов. Бандеровцы убивали партийных, советских и комсомольских работников, советских активистов, врачей, учителей, киномехаников (за показ советских фильмов), работников правоохранительных органов, военнослужащих Советской Армии. В 1949 году во Львове от рук оуновцев погиб талантливейший западноукраинский писатель и публицист Ярослав Галан. Националисты не жалели ни стариков, ни детей, уничтожали целыми семьями только за вступление в колхоз, в пионеры или комсомол. Своих жертв они подвергали страшным мучениям - рубили топором, сжигали живьём, вырезали на живых людях полосы и звёзды, душили удавками-закрутками, засовывали в разворошенные муравейники. В послевоенные годы, по далеко неполным данным, бандеровцы уничтожили более 100 тысяч человек, и большинство среди них составляло мирное, гражданское население.

Для борьбы с оуновским подпольем власти УССР помимо войск и милицейских формирований использовали добровольцев из числа местных жителей, так называемых «ястребков». Вследствие больших потерь, убедившись в бесперспективности борьбы и в определённой мере под влиянием новой мирной жизни, часть отрядов УПА прекратила сопротивление, а их члены пришли с повинной. Отдельные отряды УПА продолжали вооружённую борьбу до начала 50-х годов. 5 марта 1950 года на Львовщине при попытке задержания погиб главнокомандующий УПА Роман Шухевич. После этого националистическое повстанческое движение начало затухать и к концу 1955 года прекратило существование.

Время сказать правду

Правда истории такова:

1. ОУН возникла, развивалась и действовала, как организация террористического толка. Идеология украинского национализма - это идеология расизма и шовинизма, вражды и ненависти, разновидность фашизма.

2. С момента прихода Гитлера к власти лидеры ОУН находились на службе германских спецслужб, между ними и гитлеровцами существовали прочные союзнические отношения. Оуновцы участвовали в осуществлении германской агрессии против Польши и СССР, в проведении диверсий в тылу польских и Советских войск.

3. Некоторые разногласия, возникшие в начальный период Великой Отечественной войны между оуновцами и руководством гитлеровской Германии, не сказались на их союзнических отношениях.
С начала 1944 года УПА существовала в основном за счёт германских спецслужб, снабжалась ими оружием, обмундированием, продовольствием. Бандеровцы и мельниковцы совместно с гитлеровцами воевали против советских и польских партизан, пытались сдерживать наступление Советских войск в 1943-1944 годах.

4. В послевоенный период ОУН-УПА продолжила свою бандитскую деятельность. На совести бандеровцев - более 100 тысяч жизней мирных жителей. Они не жалели ни детей, ни стариков, уничтожали людей целыми семьями.

5. В наше время ни одна из фракций ОУН не отказалась от фашистской идеологии украинского интегрального национализма, предыдущих постановлений ОУН, не осудила индивидуального и массового террора, практиковавшегося её членами в течение многих лет. Наоборот, современные националисты до небес возносят «героизм» тех, кто сотрудничал с немецко-фашистскими оккупантами, сжигал белорусские, польские и украинские сёла, зверски убивал советских солдат, партизан и мирных граждан.

В свете вышеизложенного очевидно, что никакого прощения за содеянное воинам ОУН-УПА, их руководителям быть не может. Убийцы и насильники, фашисты и коллаборационисты оправданию в истории не подлежат. Оуновцам нет места рядом с теми, кто громил гитлеровцев под Брестом и Москвой, Сталинградом и Курском, кто брал рейхстаг, кто спас мир от фашизма. Место им на скамье подсудимых, ибо в силе остаются решения Нюрнбергского трибунала о наказании членов профашистских организаций. Следовательно, и «примирения» между советскими солдатами Победы и воинами ОУН-УПА не должно быть.

Но самое главное кроется в том, что сами ветераны ОУН-УПА не желают никакого примирения, не осознают необходимости покаяния перед народом Украины и мировой общественностью. Для них и их адвокатов, сторонников разговоры «о примирении» - лишь уловка, своеобразный тактический ход.

Олег Лосев,
кандидат исторических наук.

(Окончание следует).