Советские солдаты Победы и воины ОУН-УПА. Возможно ли примирение?

С кем и как они «воевали»

18 Июнь 2013 586

Оуновцы составляли большую часть охранников нацистских концлагерей в Европе, а формирования украинской вспомогательной полиции наряду с немецкими айнзатцкомандами являлись основными исполнителями политики геноцида в отношении евреев на территории Украины. Только в Киеве в первые месяцы оккупации в Бабьем Яру было расстреляно 33 тысячи евреев, причём из 1500 палачей 1200 были из украинской полиции. Не менее известна трагедия белорусской деревни Хатынь, жителей которой гитлеровцы сожгли заживо. Эту акцию фашисты провели силами 118 батальона охранной полиции, сформированного из украинских националистов. Да и к собственному народу националисты относились не лучше.

Небезынтересна и судьба печально знаменитых батальонов Абвера «Роланд» и «Нахтигаль». Историки и публицисты национал-демократического толка пишут, что их солдаты отказались служить немцам, когда узнали, что те не собираются даровать Украине независимость. Якобы в результате этого батальоны были расформированы, а их бойцы арестованы. Это утверждение противоречит архивным документам: «Роланд» и «Нахтигаль» в конце 1941 года были преобразованы в 201 полицейский батальон, который в течение 1942 года в составе соединений генерала фон Бах-Залевского участвовал в карательных операциях против партизан в Белоруссии.

«Демократы» из УПА

Провал фашистского «блицкрига» - плана молниеносной войны против СССР - и развёртывание мощного партизанского движения привели лидеров националистов к осознанию того, что население Украины в своей массе не на их стороне, что повести его за собой под лозунгами союза и сотрудничества с фашистской Германией не удастся. И тогда, стремясь хоть как-то расширить свою социальную базу, распространить влияние среди народа, оуновцы начали поиски новых, скрытых форм сотрудничества с гитлеровцами. С начала 1942 года из оуновских документов постепенно начинают исчезать положения, подчеркивающие связь ОУН с гитлеровской Германией, родство фашистской и националистической идеологий. Теперь всё чаще националисты используют фразы и выражения из лексикона европейских партий демократического направления. Так, состоявшаяся в апреле 1942 года 2-я конференция ОУН(Б) в принятом постановлении заявила, что свою политику она строит «на использовании всех возможностей и сил, что способствуют возникновению Украинской Державы. В том числе на создании широкого фронта борьбы порабощённых народов Востока и Запада Европы». Среди населения западных областей Украины началось распространение листовок, в которых бандеровцы писали, что с началом войны на Украине ничего не изменилось и на место одного тоталитаризма пришёл другой - немецкий, против которого нужно бороться. Естественно, что часть населения поверила оуновцам и была намерена с оружием в руках бороться против гитлеровцев. Начали создаваться вооружённые группы и отряды, которые осенью 1942 года получили название Украинская Повстанческая Армия (УПА). Разрастаясь, УПА вобрала в себя все ранее существовавшие военные формирования бывшего петлюровского полковника Максима Боровца, часть воинства из батальонов «Роланд» и «Нахтигаль», а также отряды «украинской» вспомогательной полиции. Отсюда видно, что основу УПА и в начальный, и в последующий периоды её деятельности составляли галичане - члены ОУН, которые, несмотря на некоторые разногласия с гитлеровцами, видели в них своих союзников. И совсем не случайно, когда осенью 1943 года был введён пост главнокомандующего УПА, им стал Роман Шухевич (Тарас Чупринка), бывший гауптштурмфюрер СС, командир батальона «Нахтигаль», награждённый немецким «Железным крестом».

Важно отметить, что пополнение УПА осуществлялось как за счёт добровольцев из числа жителей сел и городов, так и с использованием мер насильственной мобилизации мужского населения. Уже весной 1943 года мобилизованные составляли 50% общей численности УПА. В последующие годы их количество возросло до 60-90 %. Уклоняющихся от призыва оуновцы публично наказывали - как правило, расстреливали. Оставить ряды УПА мобилизованные боялись, так как это грозило местью членам их семей. Кроме того, новых бойцов уже в первые дни пребывания в отрядах УПА «вязали» кровью - заставляли непосредственно участвовать в убийствах и расправах. Силой бандеровцы заставляли население заготавливать для них продукты и одежду, предоставлять ночлег.

Численность УПА колебалась в пределах 20-30 тысяч бойцов. Наибольшей она была в конце 1943-го-начале 1944 года, когда в её отрядах насчитывалось около 45 тысяч человек. Естественно, что это вооружённое формирование, рассредоточенное к тому же на территории Западной Украины, не могло представлять собой значительную военную силу, способную противостоять частям какой-либо регулярной армии, и могло воевать лишь партизанскими методами.

Объективности ради отметим, что назвать «беспроблемными» отношения, складывающиеся между командованием УПА и немецкими оккупационными властями, нельзя. При анализе документов ОУН-УПА и немецких спецслужб выявляется несколько десятков стычек отдельных отрядов УПА с подразделениями немецких войск и полиции с целью добычи оружия, боеприпасов и продовольствия, освобождения украинской молодёжи от угона на работу в Германию. Основной же удар УПА направила против советских партизан, поляков и евреев, проживающих на территории Украины.

Документы свидетельствуют, что часто операции против советских и польских партизан руководство УПА проводило совместно с гитлеровцами при поддержке немецкой авиации и артиллерии.

Версия современных националистов и национал-демократов о борьбе ОУН-УПА «на два фронта» (против СССР и фашистской Германии) - не более чем пропагандистский приём с целью представить оуновцев некой «третьей силой» в годы Второй мировой войны. Известные учёные В. Масловский (Украина), А. Герэн (Франция), Д. Армстронг (США), Б. Хневпек (Чехия), Ш. Спектор (Израиль), Э. Прус (Польша), В. Брокдорф (Германия), Д. Боофа (Италия), В. Полищук (Канада) считают, что это утверждение лежит уже вне сферы науки и далеко от исторической правды.

Борьба ОУН-УПА с Советской армией и партизанами означала бы помощь немцам, и, наоборот, борьба с германскими силами была бы равнозначна помощи Советскому Союзу. А чтобы вести одновременную войну с Советской армией, партизанами и вермахтом, надо было бы располагать силами, которых у ОУН-УПА не было.

Продолжая оставаться союзниками германских фашистов, оуновцы прилагали всё больше усилий и ухищрений, чтобы выглядеть перед народом Украины, мировой антифашистской общественностью в образе борцов за свободу и демократию. С этой целью в ноябре 1943 года они провели в лесах Житомирщины так называемую «Конференцию порабощённых народов Восточной Европы и Азии». Её инициаторов абсолютно не смущал тот факт, что делегаты конференции не были официальными представителями каких-либо международных организаций и стран, а являлись лишь людьми разных национальностей, нарушившими воинскую присягу или просто случайно оказавшимися в районе базирования отрядов УПА. Конференция приветствовала «героическую борьбу народов Западной и Средней Европы против немецкого империализма» и заявила «свою полную солидарность в этой борьбе».

Следует отметить, что этот документ принимался в то время, когда солдаты дивизии СС «Галичина», сформированной ОУН(М), принимали присягу на верность Адольфу Гитлеру. Среди её бойцов было немало и бандеровцев, вступивших в дивизию по приказу своего руководства.

Документы отечественных и зарубежных архивов показывают, что в 1943 году вожди ОУН-УПА потратили немало усилий на установление контактов с руководителями Англии и США, но в годы войны ни Англия, ни США так и не признали детище украинских националистов и категорически отвергли попытки заключить с ними какие-либо соглашения.

Олег Лосев,
кандидат исторических наук.

(Продолжение следует).