Советские солдаты Победы и воины ОУН-УПА. Возможно ли примирение?

14 Июнь 2013 1302
КАТАРЖИНОВКА (KATARZYNOWKA), уезд Луцк, воеводство Луцкое. 7/8 мая 1943. На плане трое детей: двое сыновей Петра Мекала и Анели из Гвяздовских - Януш (3 года) с поломанными конечностями и  Марек (2 года), заколотый штыками, а в середине лежит дочка Станислава Стефаняка и Марии Боярчуков - Стася (5 лет)  с разрезанным и открытым животиком и внутренностями наружу, а также поломанными конечностями. Преступления  совершены ОУН - УПА. Фотограф неизвестен. Фотокопия с оригинала А-6816 опубликована благодаря архиву.
КАТАРЖИНОВКА (KATARZYNOWKA), уезд Луцк, воеводство Луцкое. 7/8 мая 1943. На плане трое детей: двое сыновей Петра Мекала и Анели из Гвяздовских - Януш (3 года) с поломанными конечностями и Марек (2 года), заколотый штыками, а в середине лежит дочка Станислава Стефаняка и Марии Боярчуков - Стася (5 лет) с разрезанным и открытым животиком и внутренностями наружу, а также поломанными конечностями. Преступления совершены ОУН - УПА. Фотограф неизвестен. Фотокопия с оригинала А-6816 опубликована благодаря архиву.

С обретением современной Украиной независимости началось системное переписывание истории. По примеру других «молодых демократий», не будучи в состоянии похвастаться достижениями в настоящем, молодое государство стремилось найти поводы для гордости в прошлом. А если не удавалось найти - то придумать. Достаточно вольное обращение с исторической наукой практиковалось ещё во времена Союза, так что специалистов, готовых выполнить новый идеологический заказ (теперь основанный не на партийной, а на национальной идее), нашлось более чем достаточно. Но если над 140-тысячелетней историей «древних укров», прибывших, по версии одного из светочей нынешней украинской историографии, с Венеры, можно лишь посмеяться, то системное переписывание истории Великой Отечественной войны, с целью пересмотреть её итоги, - уже далеко не шутка. Наша газета системно разоблачала любые попытки героизировать пособников гитлеровцев. К счастью, в нашей стране ещё остались настоящие учёные, чьи работы основаны на фактах, а не чьих-либо идеологических установках. Поэтому к трагической для нашей (и не только нашей) страны дате 22 июня «Крымская правда» начинает публикацию научной работы доцента Крымского государственного медицинского университета имени С. И. Георгиевского, кандидата исторических наук Олега Лосева. Эта работа даёт ответ на один из самых болезненных вопросов, раскалывающих современное украинское общество.

Сторонники реабилитации ОУН-УПА главную её заслугу видят в том, что она в качестве основной программной цели провозгласила построение Украинской независимой соборной державы. Выпячивая этот пункт политической программы ОУН, историки, публицисты и политики национал-демократического толка характеризуют оуновцев, как единственных борцов за свободу Украины, подлинных выразителей интересов всего украинства. Они сознательно уводят общественность страны от главного: какой идеологией руководствовались украинские националисты? Какое государство и с помощью каких методов они хотели построить? Без выяснения этого невозможно дать объективную оценку деятельности ОУН-УПА, определить её место и роль в политической жизни Украины ХХ века.

ОУН: попытка реабилитации

Ещё во времена горбачёвской перестройки среди историков и политиков националистического и национал-демократического толка на Украине зазвучали голоса о необходимости пересмотра отрицательной роли ОУН-УПА в отечественной истории и признания членов Организации украинских националистов (ОУН) участниками национально-освободительного движения. С обретением Украиной независимости (24 августа 1991 года) эти голоса усилились. Теперь членов ОУН-УПА требовали приравнять к ветеранам Второй мировой войны. Распространению этой точки зрения способствовала литература, потоком хлынувшая из Канады, ФРГ, Франции, Австралии, других стран пребывания украинской националистической диаспоры. В ней боевики УПА изображались как единственные и подлинные выразители интересов украинства, стойкие борцы за независимую Украину. Во многих средствах массовой информации по сценарию националистических теоретиков стал создаваться облагороженный и гуманизированный образ бандеровского боевика. Со страниц учебников истории исчезло даже само название «Великая Отечественная война». В 1997 году при Кабинете министров Украины была создана комиссия историков строго определённой политической ориентации под руководством заместителя директора Института истории Национальной академии наук Украины Станислава Кульчицкого по изучению документов о деятельности ОУН-УПА. Во многом благодаря её работе на Украине активизировались силы, ставящие своей задачей в законодательном порядке одобрить идеологию и деятельность ОУН-УПА.

Линию на признание заслуг членов ОУН-УПА перед Украиной на протяжении всего своего президентства (2005-2010 гг.) проводил Виктор Ющенко. Весьма активно в этом направлении все эти годы работал и так называемый Институт национальной памяти.

Немногое изменилось на Украине и при нынешнем президенте. Несмотря на обращение Организации ветеранов Украины к Виктору Януковичу с просьбой отменить указ Ющенко о героизации ОУН-УПА, ввести в практику привлечение к строгой ответственности лиц, виновных в нарушении Закона Украины «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», президент не делает этого.

Как видим, ситуация сложилась непростая.

Сегодня часть научной и политической элиты страны, многие жители Западной Украины выступают за реабилитацию ОУН-УПА. Ветеранские организации воинов-освободителей и, как показывают социологические исследования, большинство населения Центральной и Юго-Восточной Украины, Автономной Республики Крым категорически против этого.

А возможно ли примирение вообще? И необходимо ли оно Украине? Правильный ответ на этот вопрос может быть найден лишь на путях исторической правды, выяснения подлинного лица, сущности и деяний членов ОУН-УПА.

Идеологи украинского национализма

Идеологией ОУН стала доктрина так называемого «украинского интегрального национализма», создателем которой стал Дмитрий (Дмитро) Донцов. Её основные положения изложены им в книге «Национализм», вышедшей в 1926 году и написанной под сильным впечатлением от книги Адольфа Гитлера «Майн кампф». Небезынтересно, что именно Донцов стал первым переводчиком книги Гитлера на украинский язык.

Движущей силой человеческих поступков, утверждал Дмитрий Донцов, является не разум, не интеллект, а «спонтанная, немотивированная воля к жизни», «неудержимые инстинкты». Нация, по Донцову, - это абсолютная ценность, и нет высшей цели, кроме независимости державы. Создать независимое украинское государство может лишь «инициативное меньшинство», «элита нации», «слой лучших людей» во главе с «вождем». По отношению к остальной части нации они должны применять «творческое насилие». Донцов считал украинский народ «серой массой», именовал его «чернью», «гречкосеями», «занузданным быдлом», нуждающимся в жёстком руководстве и кнуте.

Отметим, что доктрина Донцова нашла отражение во всех программных документах ОУН.

Как и германские фашисты, оуновцы отвергали общечеловеческие ценности, понятия совести, чести и морали. В печатном органе ОУН «Розбудова нації» провозглашалось следующее: «Украинский национализм не считается ни с какими общечеловеческими принципами солидарности, справедливости, милосердия, гуманности... Каждый путь, который ведёт к наивысшей цели, есть наш путь, невзирая на то, будет ли это другим казаться геройством или подлостью».

В конце 30-х годов единство идеологических основ германских фашистов и украинских националистов приводит последних к теоретическому выводу о «богоизбранности» украинской нации и об «истинно арийском происхождении украинцев».

Вполне понятно, что пропаганда принципа исключительности украинской нации сопровождалась разжиганием ненависти к другим народам. Отсюда и лозунги ОУН 30-х годов: «Нация (украинская. - Авт.) превыше всего!», «Долой чужеземцев!», «Украина для украинцев!», «Смерть жидам, полякам и москалям!». Голубой мечтой украинских националистов было превращение Украины в мононациональную державу.

«Формой государственной власти, - указывалось в одной из инструкций Провода украинских националистов (ПУН), - должна быть политико-милитаристская диктатура ОУН. Наша власть должна быть страшной». Украинцы, не признающие установок ОУН, объявлялись врагами Украины и подлежали физическому уничтожению.

Не расходились у украинских националистов с германскими фашистами и методы борьбы. Убедительным доказательством этого служат положения «Декалога» - десяти заповедей украинского националиста, разработанного одним из ведущих идеологов ОУН Степаном Ленковским (1904-1977 гг.). Например: «...7. Не колебайся выполнить наибольшее злодейство, если этого требуют интересы Дела. 8. Ненавистью и коварством устранишь врагов твоей нации». Из документов и воспоминаний очевидцев событий 30-40-х годов ХХ века известно, что для расправ над своими жертвами оуновцы чаще всего использовали топор (сокиру) и верёвочную удавку.

Анализ рассмотренных нами документов показывает, что идеология украинского национализма - это идеология расизма и шовинизма, украинская разновидность фашизма. Идеология эта ни в коей мере не выражала интересы нации: она отражала лишь интересы украинской националистической элиты или, согласно её терминологии, «инициативного меньшинства». ОУН с самого начала в соответствии с доктриной Донцова об «инициативном меньшинстве» и «несознательных массах» присвоила себе право говорить от имени всего украинского народа, хотя народ Украины такого мандата оуновцам никогда не давал.

(Продолжение следует).