Трактором - по народной памяти

Добровские власти уничтожили красноармейский мемориал

13 Июнь 2013 930
На месте могилы красноармейца теперь вырыт котлован.
На месте могилы красноармейца теперь вырыт котлован. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Полуостров шокирован вестью о том, что на окраине крымской столицы стёрта с лица земли могила неизвестного солдата. Она располагалась возле лесного массива Малая Чабанка, с левой стороны при выезде из города в сторону Ялты - напротив надписи «Симферополь».

О происшествии стало известно вчера, когда в набат забил Реском Коммунистической партии Украины. Его секретарь Александр Остапенко сообщил об этом в Русский культурный центр, чьи активисты последние семь лет заботились о захоронении. Возле находившейся в металлической ограде тумбы с красной звездой всегда было чисто, лежали цветы, теперь - зарытая яма и следы трактора, вскрывавшего мемориал.

- Это не парадная могила Неизвестного солдата, но место захоронения погибшего красноармейца. В годы Великой Отечественной войны через село Лозовое в Симферополь немцы гнали колонну пленённых советских воинов. Один из них был ранен и настолько ослаб, что упал, а фашисты его добили. Лозовские жительницы ночью завернули тело в одеяло и похоронили на пригорке.

- После войны женщины постоянно туда ходили, чтобы помянуть солдата. Комсомольцы завода «Фиолент» поставили оградку, - рассказывает Михаил Голубев, директор Русского культурного центра.

Он, будучи министром культуры АРК, попросил симферопольскую молодёжь привести в порядок могилу.

- Именно с этого захоронения в Крыму началась акция «Сирень Победы», когда в местах захоронения и памятников высаживаются сиреневые кусты, о чём писала ваша газета. Говорят, 29 мая Добровский сельсовет, «отвечая на просьбы» громады, решил перенести могилу. Якобы 4 июня кто-то вскрыл захоронение и не нашёл останков. Такое впечатление, что загнали бульдозер и снесли! Но останки могут находиться рядом, - продолжает Михаил Голубев.

Кому это выгодно, директор РКЦ затрудняется ответить, но слышал о причастности известной строительной фирмы, желающей возвести тут коттеджи.

Мы направились в Добровский сельсовет, чтобы голова Игорь Буданов объяснил случившееся. Однако нас отправили к председателю Добровского совета ветеранов Александре Емельяновой.

- К нам обратились жители села Лозового с просьбой перенести могилу неизвестного солдата, чтобы сделать мемориал погибшим в Великой Отечественной односельчанам между почтовым отделением и рестораном. Разбить сквер, установить памятный знак - на проект и стройку запланировано 35 тысяч гривен, хотим завершить всё к концу 2013 года. Добровский исполком согласился - и мы заработали. У нас есть два акта о вскрытии могилы (от 4 и 11 июня) - человеческие останки не обнаружены ни на месте захоронения, ни в двух метрах от него. Может, нет там ничего, - рассуждает Александра Васильевна.

Она не говорит, продолжатся ли поиски останков, вернут ли оградку и тумбу. Как и не поясняет, почему ни общественные организации, ни журналисты об эксгумации не знали. В подписанном только 25 жителями Лозового заявлении указано: «могила бесхозна». То есть о ней не заботились? Вряд ли, судя по словам Михаила Голубева. Ходатайство Добровский исполком рассмотрел очень быстро: 24 мая поступило - 29 мая утвердили. Воспоминания свидетелей тех дней записали 6 июня, через два дня после первого раскопа.

Пока нет информации Рескома по охране культурного наследия, ведущего учёт памятников и могил в автономии. Мы направили запрос председателю рескома Ларисе Опанасюк с просьбой озвучить данные о захоронении в Лозовом.

«Крымская правда» будет следить за развитием отдающей варварством ситуации.

Свидетельство очевидца

- В 1942 году, осенью гнали пленных, в Лозовом они сделали привал, их охраняли немцы с собаками. Потом их погнали на Симферополь, возле «тёщиного языка» солдат пытался бежать, и немцы его застрелили.
Бросили его в кювет рядом с дорогой. Его через три дня присыпали землёй. Через три года перезахоронили в том же районе, только на бугре. На территории бывшей экономии помещика Буренко. Когда начали брать землю с того бугра на строительство новой дороги, перенесли его на 20 метров ниже и поставили ограду и стелу в 1960 году, - вспоминает 83-летняя Варвара Кучеренко, родившаяся и выросшая в Лозовом (бывшее Эски-Орда. - Авт.).

Алексей ЛОХВИЦКИЙ.