Здоровая конкуренция

Медицинский туризм перестаёт быть прерогативой богатых

8 Июнь 2013 726
Грязи - один из самых популярных видов лечения на полуострове. Фото с сайта otpuskrk.ru
Грязи - один из самых популярных видов лечения на полуострове. Фото с сайта otpuskrk.ru

Санаторно-курортный комплекс Крыма готов участвовать в международных программах по медицинскому туризму. Об этом в ходе заседания за «круглым столом» «Медицинский туризм в Крыму - путь вперёд» заявил профессор, доктор медицинских наук Владимир Ежов. По его словам, в первую очередь полуостров располагает достаточным количеством койко-мест для круглогодичного размещения отдыхающих, которые приезжают в Крым для оздоровления. Однако в развитии медицинского туризма существует и ряд проблем, которые необходимо решать уже сегодня.

Медицинский туризм - в правовое поле

- В ходе проведённого исследования мы посетили 53 санатория, каждый второй из них был заполнен на 60%. В каждом учреждении клиентам предлагается ряд медицинских услуг, что сегодня является очень неплохим результатом, - отметил Владимир Ежов.

По его словам, сегодня в мире медицинский туризм перестаёт быть прерогативой только богатых людей, что благоприятно для Крыма с его средним ценовым уровнем.

В правовое поле Украины необходимо ввести термин «медицинский туризм», считает основатель и генеральный директор портала о медицинском туризме Medvoyage.info Оксана Луценко.

- Над этой проблемой необходимо работать и закрепить понятие «медицинский туризм» законодательно, - отметила Луценко.

По её мнению, термин должен соответствовать существующим в Европе стандартам.

- Это положительно скажется на привлечении европейских туристов в Крым, - подчеркнула гендиректор портала и добавила: - Исследования экспертов свидетельствуют о том, что Крым является территорией, где данное туристическое направление активно развивается.

Эффект лечебного роста

Министр курортов и туризма АРК Александр Лиев заявил: в прошлом году в Крым приехало на 16,5% больше туристов в апреле-мае и на 13,1% больше в сентябре-октябре.  Доля туристов, которые приехали с целью лечения, увеличилась на 2,4%.

- Впервые за два десятилетия в этом секторе наблюдается рост, а не спад. Это свидетельствует о том, что спрос на санаторный продукт растёт и доказывает, что автономия может на него повлиять, - подчеркнул Лиев. - Уже третий год подряд мы вместе с представителями крымских санаториев выезжаем в регионы Украины, России, Прибалтики, Белоруссии, Азербайджана, встречаемся с местными практикующими врачами, турагентами и профсоюзами, обучая их продажам крымского санаторного продукта. Мы начали формировать сеть сбыта в этих регионах.

Существуют три причины, по которым стал возможен выход Крыма на рынок медицинского туризма, продолжил глава профильного ведомства автономии. Во-первых, Крым помнят как всесоюзную здравницу, о Крыме знают в Европе как о месте военной и исторической славы. Во-вторых, круглогодичность - курортное лечение и оздоровление эффективно работают в межсезонье. В большинстве случаев санатории и профилактории рекомендованы для сердечников, астматиков, людей с заболеваниями нервной системы в период умеренных температурных режимов. В-третьих, именно курортное лечение, оздоровление даёт максимальное количество туристов, которые вновь возвращаются в Крым. И, конечно, главные конкурентные преимущества: климат и море, грязи, бальнеология, и специалисты-курортологи.

Феномен санатория

Профильный министр акцентировал: положительным фактором является то, что понятие «крымский санаторий» известно аудитории в 320 миллионов человек в странах СНГ и бывших социалистических странах Европы и Азии.

- Это значимое конкурентное преимущество, так как 80% средств и времени в популяризации курорта на новом рынке уходят на формирование его узнаваемости, - отметил глава профильного ведомства автономии.

Однако есть проблемы, связанные с маркетингом и менеджментом крымских санаториев.

- Продавать санаторно-курортное лечение и оздоровление должны либо туроператоры, либо сами объекты. В итоге служба маркетинга в санатории, как правило, не функционирует: на ней экономят, а туроператоры не умеют продавать лечение, они продают Крым как пляж, а санатории - как объекты размещения.
В Крыму немало методик по управлению отелями. При этом методик по управлению санаторием и продажам санаторно-курортного лечения практически нет. Это в первую очередь связано с тем, что феномен санатория, профилактория, пансионата с лечением в том виде, в котором он есть в Крыму, является характерным только для Украины и ряда стран СНГ. Аналогов в мире нет, - отметил Лиев.

Кадры и «звёзды»

Следующая проблема - недостаток специалистов.

- В Крыму пока ещё работают профессиональные специалисты-курортологи. Именно они разработали целостную науку санаторно-курортного лечения. Но на данном этапе подготовка новых специалистов-курортологов практически не проводится, - сказал Лиев.

По его словам, конкурентная среда в Черноморском регионе требует усилий по «догоняющему развитию». Мощный рывок в таком развитии возможен и займёт не менее пяти лет.

- За это время наши конкуренты полностью займут рынок в сегменте 4-5 звёзд. Этому способствует и Сочинская олимпиада, и развитие Батуми, и проекты строительства пятизвёздочных отелей на Черноморском побережье Турции, и поддержка туризма в Румынии и Болгарии Еврокомиссией. Поэтому санаторное лечение и оздоровление в категории 2-3 звезды, дополняемое узнаваемостью Крыма от Камчатки до Берлина и культурно-историческим потенциалом в 11 тысяч объектов показа, делает очевидным тот факт, что главным направлением развития автономии должна стать именно рекреация, - подытожил Лиев.

Официально

По данным Всемирной организации туризма при ООН (UNWTO), курортное лечение и оздоровление - одни из самых динамичных в современной туристической индустрии. Сегодня это расширяющийся в геометрической прогрессии рынок. Основными предпосылками такого роста являются следующие глобальные тенденции: старение населения, особенно в Северном полушарии; мода на здоровое долголетие; растущая пропаганда здорового образа жизни; финансовая и законодательная поддержка экологических программ и проектов.

Языком цифр

По информации Министерства курортов и туризма АРК, в автономии насчитываются 622 объекта, которые можно отнести к разряду здравниц. Объекты существенно отличаются по организационно-правовой форме, форме собственности, методу организации и ведения бизнеса. Так, в Крыму 120 специализированных санаториев, 119 пансионатов с лечением, 108 детских учреждений, 455 здравниц частной формы собственности, 167 государственных объектов, которыми управляют 27 разных министерств и ведомств.

Алексей ЕРМОЛИН.