На страже морских рубежей

30 Май 2013 1022
Виктор Шаров с офицерами-однополчанами в День Победы.
Виктор Шаров с офицерами-однополчанами в День Победы.

Шестьдесят лет назад на аэродроме в Гвардейском сформирована спецчасть, впоследствии 124-й морской ракетоносный аиваполк. О нём вспоминает ветеран полка.

Армии всех стран постоянно совершенствуют вооружение, в том числе и системы противовоздушной обороны кораблей. И вот в начале пятидесятых годов стало практически невозможным их поражение существующими в морской авиации боевыми торпедами, бомбами. Надо было разрабатывать принципиально новое оружие. И в Советском Союзе оно было создано - авиационные крылатые ракеты.

В июне 1953 года на крымском аэродроме Гвардейское для проведения испытаний в условиях строевой части первой в СССР ракетной авиасистемы сформирована отдельная специальная часть, позже переименованная в 124-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк дальнего действия. На его вооружение поступили самолёты ТУ-4 КС, МИГ-15 СДК, У/И МИГ-15.
И хотя полк именовался бомбардировочным, это был первый в авиации Военно-Морского флота морской ракетоносный авиационный полк.

Был создан самолёт - аналог крылатой ракеты на базе МИГ-15 для отработки авиационной ракетной системы. И вот 4 января 1954 года лётчик-испытатель дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан выполнил первый полёт со взлётом с земли на аналоге крылатой ракеты с подвеской на самолёте. Затем все основные системы крылатой ракеты были отработаны в беспилотном варианте.

В этом же году произведён первый пуск крылатой ракеты по морской мишени (транспорт «Курск», затем по крейсеру «Красный Кавказ» с прямым попаданием). Боевые возможности самолёта ТУ-4 КС возросли в 10 раз.
В июле 1957-го первым в авиации ВМФ полк перешёл на реактивные ракетоносцы ТУ-16КС, а в декабре экипаж полковника М. Дервоеда произвёл с него первый пуск крылатой ракеты.

В 1960 году лётный и технический состав полка переучился на новый ракетный комплекс ТУ-16К-10.

Уникальный боевой самолёт ТУ-16 был шедевром авиационной конструкторской мысли, у него не было конкурентов в мире. Долговечности самолёта способствовали его многочисленные модификации - более 40. Лётный и инженерно-технический составы были первооткрывателями во многих учебно-боевых операциях. К примеру, в 1964-м полк в полном составе выполнил беспосадочный перелёт с двумя дозаправками в воздухе с аэродрома Крыма на аэродром Тихоокеанского флота; с 1965-го полк в течение трёх лет занимал первое место в авиации ВМФ по ракетной подготовке. Впервые был произведён пуск крылатой ракеты по подвижной морской цели. Полку вручено переходящее Красное знамя по результатам боевой подготовки, а лётный состав полка осваивал аэродромы Болгарии, Венгрии, Ливии, Сирии, Египта, Индонезии, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов, участвовал во всех морских и воздушных учениях, в том числе «Океан» и «Юг».

В начале 1990 года 124-й морской ракетный авиационный полк расформирован, положив начало расформированию всей морской ракетоносной авиации ВМФ. Впрочем, остались те, кто имел честь служить в авиации флота, ковать её историю, кто делал великое дело по защите Родины.

А гарнизон в Гвардейском продолжает жить, работать, летать - там теперь базируется полк штурмовой морской авиации Черноморского флота России. И уже его лётчики, техники смотрят с надеждой в будущее, обеспечивая полёты уже другой авиации.

Виктор ШАРОВ, ветеран 124-го морского ракетоносного авиационного полка.

* * *

Поздравляем всех ветеранов-авиаторов 124-го морского ракетоносного авиационного полка и приглашаем 1 июня в 10 часов в гарнизон Гвардейское на торжества по случаю 60-летия полка.