Большой праздник исчезающего народа

Караимы выживают благодаря семейному воспитанию

23 Май 2013 1345
Для караимов большое счастье - молиться в кенасе своих предков.
Для караимов большое счастье - молиться в кенасе своих предков. Фото автора.

Жаркое воскресное утро 19 мая. На плато перед Восточными воротами пещерного города Чуфут-Кале из микроавтобусов, чудом забравшихся сюда по горным дорогам, выходят три десятка человек - и стар, и млад. Крымские караимы, которых во всём мире осталось не более трёх тысяч, вернулись на малую родину, чтобы отметить Шавуот - день дарования Торы на горе Синай пророку Моисею при исходе иудейского народа из Египта.

По субботам не ходят в школы

- Совсем недавно прошёл Песах (Пасха), начался новый лунный год. Через пятьдесят дней после Песаха - Шавуот. В Священном писании сказано: «Три раза в году празднуйте праздники Превечному». Первый по хронологии - Песах, праздник пощады, второй - Шавуот, третий, в седьмом лунном месяце (ориентировочно в сентябре), - Суккот, праздник урожая, - поясняет Леонид Ильченко, помощник газана караимской общины Феодосии.

- У меня бабушка и дедушка - караимы. Мы сначала ходили в адвентистскую церковь, а затем стали посещать караимскую. Папа у меня - караим, а мама была другой веры, а потом мама приняла караимскую веру. Мне караимом быть нетрудно, хорошо, что в субботу (шабат) разрешают не ходить в школу, вместо неё посещаю кенасу, - наивно рассказывает
11-летний Илья Айвазов.

Чистокровных караимов вы сразу узнаете по невысокому росту, смуглой коже, чёрным волосам, носу с горбинкой. Типичные евреи, только об этом не вздумайте говорить - обидятся, поскольку от евреев отличаются и происхождением, и вероисповеданием, и языком. Но на родном караимском - лашон кедар - почти не говорят, используя русский.

Гомонившая толпа оставляет вещи и расходится. Одни спешат в старинную кенасу XIV века, которую в 1885 году посетили император Александр III с супругой Марией Фёдоровной, другие побежали собирать дрова для «полевой кухни», чтобы подготовить всё к праздничной трапезе.

- В этот день верующие караимы должны радоваться, не празднословить, посещать кенасу. Готовят обязательное блюдо - семирядку, состоящую из семи чередующихся слоёв теста и начинки, - подчёркивают мои собеседники.

На молебен - в джинсах и фесках

У молитвенного дома, расположенного возле южного обрыва, собрались взрослые мужчины и мальчишки. Они живо обсуждают будущую службу в честь Пятидесятницы, объясняют молитвы, указывают на особые места из Священного писания, которые должны прозвучать, распределяют роли: ты - читаешь, ты - поёшь, ты - подхватываешь славословие.

Подходят женщины в платках, в беседе мужчин они не участвуют и во время молебна находятся отдельно - в закрытой половине на втором этаже кенасы.

Перед входом меня останавливают и предупреждают: я должен омыть руки, снять обувь и покрыть голову. Если разуться не составило проблемы - кеды в стороне, то с обязательным головным убором возник вопрос. Впрочем, ответ на него нашёлся: накидываю привезённую друзьями из Египта арафатку.

Вместе с участниками богослужения прохожу в мошав-зекеним - переднюю часть с двумя скамейками, здесь молятся больные или находящиеся в трауре мужчины. Для здоровых телесно и духовно - шулхан, самая большая, центральная часть. Возле южной стены - алтарь, где хранится священная книга караимов Тора (Пятикнижие Моисея), перед ним на маленьком столике устанавливается возожжённая минора - используемый в ритуалах семисвечник.

Мужчины громко начинают службу. Впереди всех - трое газанов, то есть священников, в обычной одежде: рубашки, брюки, джинсы. На головах - караимки, невысокие чёрные каракулевые шапки с ровными невысокими бортами.

Позади священнослужителей - остальные участники, у них вместо караимок - фески и кипы. Правда, всех объединяет одна из главных вещей - чичитка, накидываемое на плечи белое полотенце с длинными синими кистями.

- Мы провели специальное богослужение, основная использовавшаяся в литургии канва - псалмы Давида, а также отрывки из Ветхого Завета и специальные вставки, связанные непосредственно с Пятидесятницей - они из Пятикнижия Моисея, где написано, как пророк получает скрижали с десятью заповедями и преподносит их народу, - поясняет Леонид Ильченко.

Караимы молятся, а возле кенасы проходят экскурсии: люди с любопытством и некой боязнью заглядывают в кенасу, не смея зайти в неё. Видимо, их привлекает живая экзотика - громко поющие славословия караимы.

«Баран такой же старый, как и я»

Пока одни возносили хвалу богу и гуляли по древнему городу, другие готовили кушания. На двух кострах, разожжённых в бывшем бассейне для талой и дождевой воды, варятся с бараниной суп и плов. Умопомрачительный аромат по всей округе. На два чана - пять добровольцев-поваров, но когда на кухне даже две хозяйки, то им не избежать «перца» и поучений друг другу. Поэтому то и дело доносятся постоянные советы и попреки.

- Куда ты столько воды льёшь?

- Тётя, я же не знал!

- Зачем ты столько соли кладёшь, балбес?

- Я готовить не умею, ко мне - никаких вопросов.

- Мясо жёсткое, баран, наверное, такой же старый, как и я!

Между пробами еды повара принимают по «сто граммов» для бодрости, но пьют в сторонке, чтобы никто не увидел.

Пока варят, парят, жарят, есть возможность понаблюдать за ними. Неторопливые, недоверчивые, друг о друге отзываются с иронией. Конечно, не весь народ такой, лишь те, с кем мне довелось пообщаться. Но в чем караимам не откажешь - так это в остроумии. Они за словом в карман не лезут: на остроту ответят - не поздоровится.

Караим ходит по лезвию ножа

Между супом и пловом, розданными участникам праздника, есть немного времени поговорить с газаном симферопольской общины Александром Бабаджаном. По его словам, быть представителем исчезающего народа, с одной стороны, приятно и почётно: за тобой огромная культура, большая история. С другой - ответственно, поскольку ты должен соответствовать именованию караимом.

- Часто бывает и неприятно: на тебя смотрят, как на ископаемое или музейный экспонат. Идёт экскурсия, гид рассказывает: «Караимов уже нет, остались только здания их кенас». Мне приходилось отвечать: «Как это нет? Я - живой караим».

Быть крымским караимом сложно, ведь надо идти по лезвию ножа. С одной стороны - тюркские происхождение и культура. С другой стороны - караимская религия, связанная с Ветхим Заветом. Отклонение только в одну из этих сторон заканчивается тем, что человек перестаёт быть караимом. Необходимо держать равновесие, - подчёркивает Александр Азарьевич.

Он осторожно рассуждает о том, удастся ли сохраниться и возродиться караимскому народу.

- Мы существуем на протяжении многих веков, несмотря на многие постигшие беды, нам удалось сохранить свою религию, культуру, язык. Хотя те же крымские татары растворяются среди других этносов. Если обращаться к богу, то возможно возродить наш народ. Господь из одного семейства Ноя сделал целый еврейский народ, насчитывающий миллионы человек. С научной точки зрения, довольно сложно будет нам сохраниться, ведь сейчас очень много смешанных браков - и на Украине осталось мало чистокровных караимов, больше - в Литве, в местах компактного проживания Вильнюса и Тракая, - считает газан Бабаджан.

Алексей ЛОХВИЦКИЙ.