«Русская школа» покоряет мир

18 Май 2013 583
На экскурсии в Доме-музее М. Волошина.
На экскурсии в Доме-музее М. Волошина. Фото автора.

С деятельностью всеукраинской общественной организации, направленной на поддержку «великого, могучего, правдивого и свободного», по известному тургеневскому определению русского языка, мы знакомим читателей регулярно, потому что она давно и прочно освоила Крым, где регулярно проводит встречи педагогов и школьников.

В этом году активное участие в программах всеукраинской общественной организации принимает Ассоциация учителей русского языка Швеции. По её инициативе к интеллектуальной игре «Знаю», в которую давно играют школьники всей Украины, присоединились изучающие русский язык учащиеся пяти стран: Швеции, Финляндии, Дании, Англии и Португалии. Взяв за основу патриотические программы «Русской школы», Ассоциация проводит также конкурс по истории России.

Одна из многочисленных встреч педагогов - «Крымские каникулы» в Коктебеле, которые вот уже пять лет проводятся здесь.
В этом году на литературную прогулку по мекке Серебряного века были приглашены победители всеукраинского конкурса «Лучший учитель года» в номинации «Русский язык» и представители Ассоциации учителей русского языка Швеции.

- Конкурс проводился Министерством образования и науки Украины, а мы при поддержке «Русского мира» и Россотрудничества подарили победителям встречу в Крыму, - рассказывает руководитель «Русской школы» Александр Кондряков. - «Крымские каникулы» - это не просто отдых, а возможность ближе познакомить учителей с творчеством поэтов Серебряного века.

Программа трёх дней в Коктебеле предельно насыщена и содержательна. В первый день - восхождение на гору Кучук-Енишары, где покоятся поэт, художник, мыслитель, основатель Дома творчества писателей Максимилиан Волошин и его супруга Мария Степановна.

Вечером - знакомство и первый тур интеллектуальной игры «Знаю» для взрослых. Тема - поэзия Серебряного века.

Каждый получил дипломы за эрудицию и за покорение Карадага, на вершине которого были подведены итоги. К группе гостей здесь присоединились крымчане - тридцать педагогов из Сакского района.

- Самое ценное, конечно, - это неформальная встреча с коллегами, - считает победитель конкурса «Учитель года» Татьяна Епихина, учитель-методист запорожского многопрофильного лицея «Перспектива».

- Что дало вам участие в конкурсе?

- Прежде всего моральное право бороться за то, чтобы русский язык преподавался в профильных гуманитарных классах не четыре часа в неделю, а наравне с украинским - 8-9 часов.

Занявшая третье место в конкурсе Юлия Лозенко из Киевской области работает в украинской школе:

- Русский язык вошёл в обязательную программу лишь пять лет назад. До этого он изучался факультативно. Русская литература, как и везде на Украине, входит в программу зарубежной. Конечно, часов на её изучение недостаточно, но стараюсь предельно наполнить каждый урок необходимыми каждому культурному человеку сведениями. Поездка в Коктебель так обогатила, что, конечно же, это отразится на дальнейшем подходе к теме Серебряного века, в рамках которой лишь мельком упоминается имя великого поэта и мыслителя.

- Каково в целом отношение к русскому языку в школе, в городе? Он поддерживается?

- С одной стороны, никакого противодействия нет. Но нет и никакой поддержки. Несколько лет назад я создала за свои деньги кабинет русского языка, который остаётся единственным в районе, никто этому не препятствовал. А недавно руководство заявило, что такой кабинет не нужен. Надеюсь, что победа в конкурсе поможет мне отстоять созданное за несколько лет, в том числе большую библиотеку, которая так необходима учащимся.

Призёр конкурса (второе место) Наталья Пастушенко из Днепропетровска постоянно участвует в Днях памяти Грина, фестивале «Алые паруса» и других мероприятиях, проводимых музеем писателя, во встречах, которые организует Старокрымский литературно-художественный музей:

- Литературный Крым - уникален, близок каждому русскому сердцу. Идея «Русской школы» проведения литературных прогулок - не развлечение, а жанр научно-методической работы, который, безусловно, надо развивать.

В нынешних «Крымских каникулах» приняли участие руководитель Ассоциации учителей русского языка Швеции Светлана Парминг и активистка этой организации Катарина Карлссон.

- У нас уже много совместных с «Русской школой» программ, - отмечает Светлана. - Понимая пользу, которую это несёт, государство поддерживает - профинансировало нашу поездку в Крым. Победившие в конкурсе школьники пяти стран получат возможность пообщаться в летнем лагере «Русской школы» в Евпатории со своими украинскими сверстниками.

«Русская школа» не только расширяет свои горизонты, вовлекая в свои дела разные страны, но и придумывает новые программы.

- Уже родившимися задумками поделитесь, Александр Николаевич?

- Всеми - ещё рано. Но есть то, о чём можно говорить с уверенностью. Это касается конкурса для учителей. К сожалению, нынешний, проведённый Министерством образования и науки, среди учителей русского языка - явление одноразовое. На будущий год такой номинации не будет, и, когда снова появится, никто не знает. Вот мы и решили провести свой, под названием «Хрустальная чернильница». Подход у нас будет несколько иной к определению победителей, чем общепринятый. Я не знаю, как можно определить лучшего учителя, не зная уровня знаний его учеников. Нам поможет в этом интеллектуальная игра «Знаю», в которой участвуют пятнадцать тысяч школьников. Хотим сделать учительский конкурс не состязанием - праздником, в котором главное - не назвать лучших, а подтянуть до высокого уровня всех, придать работе педагогов новый импульс, вдохновить, показать, что их труд необходим обществу и оно его ценит по достоинству. Это должно быть ежегодное событие, радостное, весёлое, а не изнуряющее соперничеством.

Участников «Крымских каникул» заинтересовал журнал «Русская школа», который выходит с конца прошлого года под редакцией Александра Кондрякова. Первые три номера уже оценили украинские учителя, ученики и их родители.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.