Благодатный полуостров

8 Май 2013 727
Андрей Ермолаев: «У Крыма есть все основания быть первым».
Андрей Ермолаев: «У Крыма есть все основания быть первым». Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Наш собеседник уверен, что Крым готов стать одним из пилотных регионов по внедрению реформы местного самоуправления и территориальной организации власти в стране. Власти автономии уже одобрили проект концепции данной реформы. О некоторых деталях этой реформы, реализация которой планируется на период с 2015 по 2020 год, нам поведал её главный идеолог - директор Национального института стратегических исследований при президенте Украины Андрей ЕРМОЛАЕВ.

Планов громадьё

- Почему пилотный проект реформы решили апробировать в Крыму?

- Крым - один из лидеров по внедрению местного самоуправления хотя бы потому, что он более двадцати лет живёт в подобном формате. Дальнейшее развитие автономии прямо зависит от того, насколько успешно будет реализована реформа самоуправления в стране. Но при условии, что самоуправление на Украине получит новые экономические возможности, новое законодательство и новый статус. Сам бог велел именно в Крыму реализовывать пилотные проекты, связанные с реорганизацией жизнедеятельности населённых пунктов, с освоением новых полномочий, с межбюджетными отношениями. В Крыму - максимальное количество предпосылок для успеха.

- Как проходит внедрение концепции в других регионах страны, с какими проблемами уже успели столкнуться?

- Нам нельзя допускать, чтобы люди разочаровались в самой идее самоуправления. На данном этапе мы разбираемся с тем ворохом проблем, без решения которых эффективная жизнь самоуправления невозможна. Многие проблемы связаны с изменением законодательной базы. Сегодня также говорят о земельных вопросах, о других источниках наполнения местных бюджетов, без которых самоуправление нежизнеспособно, каковы бы ни были полномочия на местах. Экономика - важнейший рычаг для решения многих вопросов. Я убеждён, без развития экономической базы территорий, без развития сильного коммунального хозяйства, без возможности распоряжаться природными ресурсами, которые находятся в зоне влияния самоуправления, говорить об успехе реформ не приходится.

Пора нам наконец разобраться во взаимоотношениях государственных органов с органами самоуправления, не допускать дублирования полномочий. Это же не только траты, но и выстраивание ненужной иерархии решений. Чтобы реформа воплотилась в жизнь, важно подготовить новый менеджмент, помочь людям разобраться с информацией о современном местном самоуправлении. Тут Крым - в лидерах, но есть регионы, где до сих пор сохраняются патерналистские настроения, где нужно потратить время для создания школ самоуправления.

- Восемь лет на реализацию реформы - не многовато ли?

- Я бы сейчас не привязывался к этой цифре, многое зависит от того, насколько эффективными будут первые шаги.
В течение ближайших лет необходимо создать правовую, образовательную, информационную и управленческую базы. Не исключено, что реформа будет реализована быстрее, мне кажется, она будет проходить разными темпами в разных регионах.
У Крыма есть все основания быть первым.

Хочется как лучше - получается...

- В подготовке реформы использовался международный опыт. К какой стране ближе наша концепция?

- Аналогии тут некорректны. В действительности у нас почти все реформы уникальны. Это не очень нравится нашим иностранным коллегам, которые часто любят нас сравнивать с Польшей или Словакией. Чтобы подготовить свою программу, мы учитывали постсоциалистическую специфику нашего государства. Так же, как в постсоветских странах, постепенно вводился институт частной собственности. Нам нужно шаг за шагом реализовывать реформу самоуправления. Её нужно было начинать ещё двадцать пять лет назад - это факт. Если бы эта реформа разворачивалась в контексте изменения экономики ещё с советских времён, то каждая республика бывшего Советского Союза совсем бы по-другому развивалась.

- Какие территориальные изменения предусматривает реформа?

- Административные и территориальные изменения будут касаться громад. В прошлый раз, когда предпринималась попытка заявить о реформе самоуправления, сама эта идея встретила политическое и гражданское сопротивление и провалилась. А ведь в ряде регионов Украины населённые пункты становятся депрессивно-умирающими, критически падает численность их населения. Жители не в состоянии самостоятельно поднять свою территорию. Поэтому крайне важно на местах создать условия для укрупнения громад, используя механизмы демократии, организовать открытый диалог с обществом.

Развитие украинской регионалистики - совсем другая история. Она остаётся за кадром, поскольку сейчас не является главной. На мой взгляд, после завершения реформы самоуправления нам нужно будет серьёзно думать и об оптимизации национальной территории. Мы имеем административно-территориальную структуру, которая нам досталась в наследство от Советского Союза - количество областей, их обустройство. Эти области соответствовали тому распределению производительных сил, ресурсов, которые были и логичны, и управлялись в рамках огромной страны. Сейчас мы наблюдаем, как стихийно создаются новые экономические связи, а это требует новых транспортных путей, новых коммуникационных узлов, более разумного распоряжения рабочей силой. Люди, которые привыкли жить в конкретной области, смотрят на это насторожено, но с точки зрения эффективности организации страны мы рано или поздно придём к созданию укрупнённых современных регионов, как в Европе. Это - задача будущего и, наверное, отдалённого будущего. Крым же является образцовым регионом с точки зрения населения и с точки зрения комплексности.

- Вы как отец стратегии развития Крыма можете дать оценку её воплощения в жизнь?

- Далеко не всё, что предполагалось в 2010 году, полноценно реализовано. На это повлияли те изменения в крымской политике, которые произошли за этот период. Другая причина также теоретически обсуждалась и учитывалась. Но наши экономисты и правительство были большими оптимистами в отношении преодоления последствий экономического кризиса в 2011-2012 гг. Хочу напомнить, что в Крыму в 2007 году национальным правительством была принята очень неплохая по содержанию программа развития Крыма, и она тоже была сорвана кризисом. Последняя программа носит более сбалансированный характер. Далеко не все программы, которые были запланированы, удалось реализовать. В любом случае Крым относится к тем регионам Украины, в которых есть хорошая взаимосвязь между региональной стратегией и программой президентских реформ.

Александр ДРЕМЛЮГИН.