Александр Леньков: «Не знаю, что такое бессонница, а депрессию глушу работой»

29 Апрель 2013 854
Александр Леньков: «Крым - это любовь навсегда».
Александр Леньков: «Крым - это любовь навсегда».

В жизни он такой же чудаковатый, добрый и искренний, не совсем приспособленный к окружающему миру, как и большинство его персонажей из любимых фильмов «Соло для слона с оркестром», «По секрету всему свету», «Приключения Петрова и Васечкина», «Зимняя вишня». Его голосом говорят десятки советских и диснеевских мультяшек, с которыми выросло уже не одно поколение самых юных зрителей. А гусь из «КОАПП» и Степан Капуста из «Тушите свет» собрали коллекцию телевизионных наград «Тэффи». Но сам Александр Леньков все эти достижения относит к разряду хобби и гораздо выше ценит свои театральные работы, которые видят и знают несравнимо меньшее число зрителей.

- Александр Сергеевич, так случилось в вашей кинокарьере, что всесоюзную известность и невероятную популярность вам принесли роли в детских фильмах. Как справились с натиском славы?

- Да я как-то безболезненно это почувствовал и пережил. Может, у меня такой иммунитет?

К популярности надо относиться очень грамотно - человек не очень умный от этого сходит с ума, меняется. А я нормальный человек и прошёл потрясающую школу. Ведь я ученик таких великих актёров, с которыми работал в одном театре, как Любовь Петровна Орлова, Вера Петровна Марецкая, Фаина Раневская, Георгий Жжёнов... Масштаб их таланта и личности просто несопоставим с теми, которых сейчас называют «звёздами».

Да, бывают отдельные ситуации, например, на кинофестивалях, когда популярность отрабатываешь своим лицом - для этого и едут туда артисты. У Джанни Родари есть такое стихотворение «Чем пахнут ремёсла?»: «У каждого дела запах особый, пахнет булочник содой и сдобой...». Так вот - артист пахнет популярностью. А если бы я работал ассенизатором, от меня бы и пахло соответственно. Артист должен быть популярным, хотя это и необязательно. Я массу артистов классных знаю, а публика их не знает, потому что они снимаются в кино авторском или в кино, которое не для всех.

- А близким ваша известность помогала?

- Ну как сказать... Вот, помню, к моему внуку Филе - ему тогда было лет 9-10 - зашли в гости друзья-одноклассники. И он как бы невзначай сунул в видеомагнитофон кассету с фильмом «Приключения Петрова и Васечкина», где шли мои фрагменты: «А, это дедушка мой, он у меня артист». У ребят глаза округлились от удивления, и рейтинг моего внука среди них сразу был высоко поднят. Хорошие фильмы снимали, понятные, было о чём после просмотра поговорить с детьми: и «Макар-следопыт», и «Магия чёрная, магия белая»... Вот сейчас у меня надежда на следующий год, когда пойдёт картина «Книга мастеров». Позвонил мне режиссёр Вадим Соколовский и говорит: «Александр, вы помните фильм Марка Донского «Детство Горького»? Там был персонаж такой - мерзопакостный дед, владелец красильной мастерской, в которой мальчишкой Алёша Пешков подрабатывал. Вот вы можете такого противного человека сделать?». И мы сообща сочиняли образ такого вредненького человечка в «Книге мастеров».

- Следующие после советской пионерии поколения юных зрителей росли уже с вашими мультяшными персонажами из мира Уолта Диснея...

- Да, со студией Диснея я очень давно сотрудничаю, но не посредством игры, а озвучания. Одним из первых был «Чип и Дейл», потом «Вини Пух», где я говорю голосом Пятачка. А в «Шреке-3» у нас даже пробы были на озвучание! Из Америки специально приезжал человек, прослушивал нас. Когда появился я, ещё не сказав ни слова, он вдруг начал смеяться. Оказалось, внешне я был очень похож на мультяшного Мерлина. «Боже, как будто с вас лепили этот персонаж!» - воскликнул он.

- На что кроме работы у вас ещё остаётся время?

- Я всё время что-то делаю - буквально бегу, переезжаю из одного места в другое. Если нет съёмок, то есть озвучание. А раньше у меня был ещё актёрский курс во ВГИКе. И ещё моя основная работа - я актёр Театра Моссовета. Самый мой большой кайф - раз в неделю на день или полдня оказаться на даче, где я могу ничего не делать или заниматься какой-то хозяйственной работой. А в Москве? Я прихожу домой и просто падаю. Я не понимаю, что такое бессонница, как это может быть? Депрессия? Ну я её тоже глушу работой. Есть такое счастье, когда охотно идёшь на работу и с работы, охотно домой возвращаешься.

- И телевизор, наверное, не смотрите?

- Смотрю мало. Политика совершенно меня не интересует.
Я однажды озвучивал передачу «Тушить свет». Помните, там два главных героя - такой недобитый интеллигент Степан Капуста и такое мурло в зелёном пиджаке Хрюн Моржов? И вот я - этот заяц Стёпа вместе со свинтусом вполне серьёзно полемизировали на актуальные политические темы. Мне давали лист бумаги, и я должен был импровизировать на заданную тему. Но мне по сто раз приходилось уточнять фамилии политиков: кто это, этот кто? Я очень далёкий от политики человек. Но именно за эту программу у меня вместе с творческой группой есть три премии «Тэффи».

- В воспитании внука участвуете?

- Деликатно, ненавязчиво, так же, как и с дочерью Катей. Она никогда не видела меня ссорящимся в семье, с женой или в каком-то неприглядном виде, крепко выпившим. Но она поняла, что в театральный ей не надо идти. Она - художница, дизайнер, декоратор. И Катя думает, что это она выбрала профессию. Но это я выбрал. А внуку я бы дал камеру, потому что сам мечтал быть оператором кино.

Наша справка

Александр Леньков родился 17 мая 1943 г. в Рассказово (Тамбовская обл.). Детство и юность провёл в Москве. Его театральный дебют состоялся, когда он учился в четвёртом классе. К ним в школу пришла режиссёр Театра Моссовета Инна Данкман - искала мальчика для спектакля «Студенты третьего курса». Потом была роль сына миллионерши в «Краже». В 64-м окончил театральное училище и был принят в труппу Театра им. Моссовета, где работает по сей день. Всенародную любовь и известность ему принесла роль папы Дениса Кораблёва в фильме для детей «По секрету всему свету» (1976). Озвучивает мультфильмы, компьютерные игры и аудиокниги. Заслуженный артист РСФСР (1980). Народный артист России (1997).

Евгений КРИВЕНКО.

Фото автора.