Ирина Лачина: На Западе меня сравнивали с Одри Хёпберн

14 Апрель 2013 1407

Когда говорят об актрисе Ирине Лачиной, в первую очередь вспоминают её роли в сериалах «Леди бомж» и «Леди босс», а потом уже то, что она - дочь той самой Светланы Тома, цыганки-красавицы из фильма «Табор уходит в небо». Если у Лачиной что-то получалось, критики принимали это скептически: «Ну, у дочки такой актрисы иначе и быть не могло», а в ином случае готовы были ехидно констатировать: «На детях природа отдыхает». Так почти незамеченными остались и её успешный кинодебют, и последующие театральные награды, и призы международных кинофестивалей.

- Помните день, когда проснулись популярной?

- На второй день после того, как запустили сериал «Леди бомж», я, спускаясь в метро, покупала газету. Деньги протянула, не глядя. Беру газету и чувствую, что женщина её не отпускает. Вопросительно поднимаю глаза и не успеваю ничего сказать, как она выпаливает на всю станцию: «Вы - бомж?!». Я удивилась: «Я? Нет».
А она не унимается, кричит: «Ну как же? Вы же бомж! Я видела вас по телевизору!». Мне как-то удалось выдрать газету и прорваться к выходу с сознанием, что это какое-то сумасшествие. И в тот же день, когда возвращалась после репетиции в театре, опять же в переходе метро спиной почувствовала, что меня кто-то преследует. Стала присматриваться в отражение в стёклах киосков и заметила, что за мной идёт человек в чёрном пальто. Я ускоряю шаг - и он ускоряет. Тогда я, как Штирлиц, останавливаюсь возле киоска, вроде что-то рассматриваю, чтобы он прошёл вперёд. Вижу в отражении: он остановился. Понимаю, что надо бежать, разворачиваюсь, и в этот момент он делает шаг ко мне. Кричу: «Что?». А он: «Дайте автограф!». «Зачем?». «Вы же - артистка?». Отвечаю честно: «Да». Человек в чёрном: «Жене». Этих двух персонажей я запомнила на всю жизнь.

- А ведь до того, как вас узнали на просторах СНГ, вы уже прославились за границей.

- Что такое кинослава, я узнала в Польше. В 1998 году там на экраны вышел фильм режиссёра Яцека Бромского «У Христа за пазухой». Когда ехала на съёмки, точно не знала, какую роль буду играть. До этого у меня было две пробы - на роль главной героини и девушки второго плана. На съёмочной площадке узнала, что утверждена на главную роль. Вторым сюрпризом стало то, что играть надо было на польском языке. Мне помогли за несколько дней кое-как овладеть речью. Хорошо ещё, что моя героиня по сюжету русская и имела право на огрехи в языке. Помогла и моя склонность к изучению языков. В школе, которую я закончила с медалью, хорошо выучила английский, в институте - французский, и тоже на съёмочной площадке, но уже в Венгрии, на съёмках исторической картины «Бриджмен», - венгерский. Этот язык дался мне труднее остальных - это же финно-угорская группа, аналогов практически нет. Сейчас вполне приемлемо изъясняюсь... А картина «У Христа за пазухой» действительно имела большой успех в польском прокате, даже вышла по сборам на первое место. И потом на Национальном фестивале в Гдыне я получила гран-при за лучшую роль. Со сцены со словами благодарности я обращалась на польском. В те дни я оказалась в центре внимания польских журналистов, было много интервью, статей с приятными отзывами, в одной из них меня даже сравнили с легендарной Одри Хёпберн.

- Эти лавры повлияли на вашу карьеру дома?

- Как говорится, успех остался незамеченным. Как будто ничего и не было.

- Амплуа сериальной «леди» не мешал вашей карьере, как в своё время вашей маме - актрисе Светлане Тома - почётное звание «главной киноцыганки страны»?

- Многие режиссёры видели в ней только роковую красавицу, потому мама, прекрасная характерная актриса, долго оставалась «за кадром». Что касается меня, я пока не сыграла такую роль, которая доставила бы мне радость.

- Тем не менее сериалы помогли вам «наладить свой быт» - вы с мужем Олегом Будриным (в прошлом однокурсник по «Щуке», сейчас театральный продюсер) и дочкой Машей из коммуналки перебрались в хорошую квартиру.

- Мы с мужем как-то раз и навсегда для себя вывели формулу: денег всегда ровно столько, сколько их нужно. Если кажется, что мало, не нужно паниковать, надо постараться расслабиться и получить удовольствие от той ситуации, которая есть. Я себя к этому приучила. Моя же семейная жизнь начиналась с нуля.
У нас бывали ситуации, когда в доме ничего, кроме блинной муки, не было. И потом я родила Машку не в самое благополучное время: это был 1991 год, я была на
3-м курсе театрального училища. Ушла в роддом рожать в СССР, а вышла из него - в СНГ. Тогда были жуткие проблемы с продуктами, и я так же, как и все, на восьмом месяце беременности стояла в очереди за талонами на продуктовый набор: 1 кг сахара, 0,5 кг масла, пачка чая и пакет макарон. Но со временем становилось всё лучше и лучше... Теперь в нашей квартире может разместиться весь мой зоопарк.
У меня семь кошек, две морские свинки, три водяные черепахи и аквариум с рыбками. Я с детства интересуюсь животными. Однажды, ещё в Молдавии, притащила домой с помойки сразу шесть котят. Мама только руками развела, но уже через два часа мы вместе кормили котят из пипетки.

- Как восприняли предложение сыграть в «Тяжёлом песке» целую жизнь героини - от юности до старости?

- Если честно, в моей актёрской жизни было мало таких картин, где бы я по-настоящему очень-очень хотела сниматься. «Тяжёлый песок» Дмитрия Барщевского - одна из них. Я была счастлива, когда после проб мне сообщили, что я утверждена на роль Рахили Рахленко. Почти год я провела на съёмках. Это 16 серий - настоящая киносага, в основе которой роман Анатолия Рыбакова. Такой сюжет - мечта всех актёров. И у меня главная роль, которую я не играла - я жила ею. На экране прожила всю жизнь Рахиль - от девушки до женщины преклонного возраста (её дочь Дину сыграла Нелли Уварова. - Авт.). Её история начинается в начале ХХ века и заканчивается во время войны. Интересен не только такой широкий возрастной спектр героини - от 17 и за 50, но и то, что в её жизни была настоящая любовь. И эту любовь убивают. Казнь в гетто для меня была самой сложной сценой. Я к ней специально готовилась.
И когда пришло время её снимать, всё получилось само собой: я стала женщиной, на глазах у которой убили любовь всей её жизни. Ну и, конечно, приятно было сниматься в компании таких замечательных актёров, как Саша Арсентьев, Оля Будина, Эммануил Виторган, Лариса Удовиченко, Ольга Будина, Андрей Смирнов, Дмитрий Харатьян.

Наша стправка

Ирина Лачина родилась 29 августа 1972 года в городе Бельцы (Молдавия). Дочь актёров Светланы Томы и Олега Лачина. В 1993 году окончила театральное училище имени Б. В. Щукина. Работала в Театре на Таганке, затем - в «Современнике», сейчас играет в антрепризах и много снимается. На большом экране дебютировала ещё студенткой с ролью Рейзл в фильме Всеволода Шиловского «Блуждающие звёзды» (1991), а всенародно известной стала после сериала «Леди бомж» (2001). В роли Лизаветы Басаргиной снималась и в продолжении этой истории - «Леди босс» (2002) и «Леди мэр» (2003). Остаётся любимой и востребованной режиссёрами и сегодня: главные роли в фильмах «Подарок судьбы» (2009), «Белый налив» (2010), «Я подарю себе чудо» (2010), «Охраняемые лица» (2011), «Только ты» (2011), «Собачья работа» (2012).

Евгений КРИВЕНКО.

Фото из личного архива Ирины Лачиной.