Оброк как форма беззакония

Кому и за что платят торговцы на стихийных рынках?

11 Апрель 2013 1072
Участники заседания за «круглым столом» смотрят видеозапись о действиях милиции на стихийном рынке.
Участники заседания за «круглым столом» смотрят видеозапись о действиях милиции на стихийном рынке. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

В редакции нашей газеты состоялся откровенный разговор представителей торговли и различных контролирующих органов о разросшейся в Симферополе стихийной торговле. В качестве примера мы разобрали ситуацию, сложившуюся на площади у рынка «Центральный», которая в течение многих лет является точкой преткновения во взаимоотношениях торговцев с городскими властями. В ходе беседы мы попытались выяснить, действительно ли «стихийки» существуют так долго благодаря милицейской «крыше», а также то, какие суммы денег вращаются в этой сфере и куда они идут. При этом оказалось, что о безопасности потребителей, отоваривающихся с рук, не заботится никто. А в мэрии озабочены планами будущей реконструкции и наведения порядка в крымской столице.

Нет реальных полномочий

Начальник отдела торговли Симферопольского горисполкома Инна Шевченко:

- Вопрос реконструкции указанной площади действительно поднимался много раз. В главном управлении архитектуры города подготовили предпроектное предложение, осталось лишь определить инвестора. В этом году планируется осуществить задуманное. Будут ли на площади малые архитектурные формы (фонтан и клумбы) или торговые павильоны - вопрос решается. Возможно, удастся сочетать и то и другое. Однако очистить площадь для реконструкции проблематично: она слишком уплотнена. В то же время ни один продавец, расположившийся здесь, не имеет разрешительного документа на торговлю. По самым скромным подсчётам, в Симферополе имеется 15 крупных мест несанкционированной торговли. Если каждый предприниматель будет платить единый налог (около 200 гривен в месяц), то в бюджет будут регулярно поступать солидные финансовые потоки, с помощью которых можно было бы значительно улучшить условия жизни симферопольцев.

Начальник Симферопольского городского управления ГУ ветеринарной медицины Украины в АРК Надежда Бойко:

- Сложилось общественное мнение, что специалисты нашего ведомства несут ответственность за весь ассортимент продуктов сомнительного качества, который реализуется с рук. Однако мы неустанно твердим людям, что стихийные рынки нам неподвластны. Мясо, рыба, яйца, овощи, молочные продукты и всё прочее, что искусно навязывают нам продавцы, не проходят никакого контроля и могут стать причиной любой инфекции. Поэтому мы не можем оставаться в стороне от происходящего: «стихийка» является нашей перманентной головной болью. Наши специалисты участвуют во всех проводимых рейдах, которых только в этом году уже было 29. Но реальные полномочия наказать тех, кто работает вразрез с действующим законодательством, есть только у правоохранительных органов.

Главный специалист отдела санитарного надзора ГУ Санэпидслужбы в АРК Сусанна Аблялимова:

- К сожалению, в собственном бессилии в отношении мест стихийной торговли вынуждено расписаться и наше ведомство. Мы всегда активно участвуем в рейдах, но никому ничего не можем запретить. По выявленным фактам правонарушений мы направляем письма в милицию. В частности, в прошлом году их было 97, но ситуация, как видите, не изменилась.

Наплевать на штраф

Корреспондент «Крымской правды»:

- В минувшие выходные сотрудники Центрального райотдела милиции провели очередной осмотр площади. В то время, когда на большинстве точек велась активная торговля, был составлен протокол изъятия мягких игрушек на сумму свыше 800 гривен. После этого правоохранители сменили место дислокации. Как всё происходило, мы можем посмотреть в видеозаписи. Скажите, существует ли какая-либо избирательность, когда милиция принимает решение наказывать или не наказывать торговцев?

Начальник отдела охраны общественного порядка Симферопольского городского управления ГУ МВД Украины в АРК Игорь Момотенко:

- Согласно статье 160 Административного кодекса Украины правоохранителями могут быть изъяты любые предметы торговли, если она осуществляется без разрешительных документов. Сюда входят и продукты питания, и промышленные товары, к которым относятся названные вами игрушки. Никакой избирательности и предвзятого отношения не существует. Другой вопрос, что у милиционера есть только две ноги и две руки, и физически он не в состоянии составить протоколы на всех завсегдатаев «стихийки». Тогда нужно будет приставить к каждому торгующему по два милиционера. Поэтому людей просят. Предупреждают.
А тех, кто игнорирует замечания, наказывают. Опять же, мы только составляем административный протокол, а решение о назначении штрафа и возврате товара выносит суд. Могу сказать одно: мы не в состоянии избавиться от стихийной торговли из-за несовершенства законодательной базы: нарушителям зачастую наплевать на штраф в размере 17 гривен. Мы составляем протоколы, а потом в суде предпринимателям возвращают 99% конфискованного товара. Таков коэффициент полезного действия нашей работы. Спрашивается: какой смысл тратить по два часа на составление каждого протокола?

Ирина, частный предприниматель:

- Как вы объясните тот факт, что на некоторых торгующих милиция «наезжает» регулярно, а других не трогает вообще? Связано ли это с тем, что одни регулярно платят неким подставным лицам по тысяче и более гривен в месяц, а другие отказываются оплачивать «крышу»?

Старший прокурор прокуратуры Симферополя Павел Дашковский:

- Согласно действующему законодательству полномочиями составлять протокол об административных нарушениях, к числу которых относится и торговля в неотведённом для этого месте, наделены участковые инспекторы милиции. Административный кодекс Украины предусматривает как устное предупреждение, так и наложение административного взыскания. Сколько именно протоколов может быть составлено на данного человека, не регламентируется: хоть ежедневно, если нарушитель на них не реагирует. Более того, в случае злостного нарушения закона может быть применена ужесточённая мера - до 15 суток административного ареста.

Отыскать «крышу»

Корр.:

- Торговцы уверяют, что ежемесячно с них берёт мзду за оплату «спокойствия» некий Владимир Витальевич Кравченко, который за уплаченную сумму гарантирует решить все вопросы с правоохранительными органами. Знаком ли вам этот человек?

И. Момотенко:

- Такого я не знаю. Мне лично деньги не поступают. В наше ведомство тоже. Почему-то все в первую очередь стараются обвинить правоохранительные структуры во всех смертных грехах, не имея на то никаких оснований.

Корр.:

- Согласитесь, различные слухи о корысти некоторых сотрудников МВД удивительно живучи. Думается, в наших с вами общих интересах защитить честь мундира и разыскать некоего таинственного «дядю Вову», который может оказаться аферистом, никак не связанным с органами. Думается, сделать это вам несложно.

И. Момотенко:

- Пусть торговцы напишут официальное заявление в РОВД, будем разбираться.

Марина, предприниматель:

- Заявление, о котором вы говорите, я написала в милицию в начале марта, но никаких действий предпринято не было. Скорее наоборот, мне несколько раз звонили, настоятельно рекомендовали принять навязанные условия и даже угрожали. Фактически ситуация изменилась только в худшую сторону: теперь к моей торговле приковано пристальное внимание. За последнюю неделю реализатору нашей точки выписали шесть протоколов, ни один из которых не попал ни в Единый реестр регистрации, ни в суд.

Корр:

- На рынке не один десяток торговцев. Как контролируются составленные на них протоколы?

П. Дашковский:

- Существует единый журнал ведения административных протоколов, каждые 10 дней мы проводим проверки записей. За ошибки и нарушения применяем жёсткие меры к сотрудникам милиции. Торговцы могут написать заявление в прокуратуру о том, что протокол не внесён в единую базу данных. Мы рассмотрим это заявление и накажем виновных.

И. Момотенко:

- У нас есть отдел собственной безопасности, пишите заявление, его рассмотрят. Если милиция виновата, то её накажут, поверьте мне. А виновного выгонят с работы.

Рецепты от «стихийки»

Корр:

- Народный депутат Украины от Крыма Александр Нечаев (Партия регионов) внёс в Верховный Совет Украины законопроект об ужесточении ответственности за стихийную торговлю. Если такой закон будет принят, что изменится в борьбе со стихийной торговлей?

И. Момотенко:

- Единственное, что изменится, - это то, что действие 160 статьи Административного кодекса Украины (правоохранителями могут быть изъяты любые предметы торговли, если она осуществляется без разрешительных документов) будет распространяться не только на город, но и на село. И всё. Пока в суде вопросы о конфискованном товаре будут рассматриваться в срок до месяца, ничего не изменится. Милиция полдня составляет протокол о стихийной торговле, а потом полдня бегает за торговцем, чтобы доставить его в суд. В Законе Украины «О милиции» помимо стихийной торговли прописано ещё 49 пунктов, в том числе рассмотрение заявлений граждан, а не всего лишь «разгонять» стихийную торговлю.

Корр:

- «Крымская правда» опубликовала две фотографии стихийного рынка на улице Дмитрия Ульянова. Одна - сразу после рейда по борьбе со стихийной торговлей, на которой нет ни одного торговца. Другая - сутки спустя, на которой видно, что все торговцы вернулись на свои места. Так каков КПД подобных рейдов?

И. Момотенко:

- Таков менталитет наших граждан. У каждого столба милиционера не поставишь, чтобы он сутками разгонял стихийных торговцев. У нас всего-то 100 участковых.

Корр:

- Так, может, не надо никого разгонять, а обустроить стихийный рынок и получать от него средства в бюджет города. Предприниматели на площади у рынка «Центральный» готовы обустроить свои торговые места и навести порядок за свой счёт. Разве это не решение вопроса?

И. Шевченко:

- Площадь не предназначена для торговли. Я доложу руководству города об этом предложении, но мэрия не может разрешить там торговать. В городе 30 рынков, на которых 790 свободных торговых мест, и мы, действуя в рамках наших полномочий, можем это разъяснять совместно со всеми службами и милицией в том числе. Мы уполномочены на составление протоколов по статье 152 Административного кодекса Украины - за нарушение правил благоустройства. А по 160 статье Админкодекса протоколы мы составлять не уполномочены, поскольку без сотрудника милиции мы не можем установить личность торговца. Состав комиссии по борьбе со стихийной торговлей утверждён решением исполкома Симферопольского горсовета. В комиссию вошли представители всех контролирующих инстанций. Мы ежедневно выезжаем в рейды, но только вместе с сотрудниками милиции. Но теперь выезжаем и без сотрудников милиции, входим в положение, понимая, что людей в милиции не хватает, а в городе совершаются нарушения не только в стихийной торговле. Мы предлагаем свободные места на рынках города, чтобы предпринимательская деятельность велась в специально отведённых для этого местах, чтобы люди не покупали товар, который находится в пыли и грязи. И чтобы столица выглядела столицей, а не большим восточным базаром. Есть, видимо, кто-то, я уже сама в это стала верить, который эту торговлю разрешает. Я не знаю, кто этот человек. Возможно, это наговор. Нужно пригласить начальника Центрального райотдела милиции Симферополя, чтобы он прояснил ситуацию.

Корр:

- Вопросы, поднятые при обсуждении за «круглым столом» в «Крымской правде», мы адресуем прокурору Симферополя и начальнику городского управления милиции. Просим разобраться в ситуации. Если известны данные о человеке, которому платят деньги торговцы, то, наверное, правоохранители смогут его разыскать.

П. Дашковский:

- Можно сделать даже так: задержать его в момент передачи денег в присутствии правоохранителей.

Корр:

- Так сделайте!

Кто сливает информацию?

Корр:

- О рейдах по борьбе со стихийной торговлей продавцы узнают за сутки до события. Значит, существует и человек, который передаёт эту информацию. Найдите «крысу».

И. Шевченко:

- Если есть такой человек, это бросает тень на правоохранителей. В городе 6 тысяч стационарных объектов торговли с правоустанавливающими документами. Но мы не можем заниматься ими вплотную. К моменту, когда приезжает милиция, стихийщики исчезают с площади буквально за 10 минут. Есть и частный сектор, который «пригревает» стенды, тележки. Люди зарабатывают на том, что предоставляют стихийщикам свои частные подвалы.

И. Момотенко:

- Вот торговцы говорят, чтобы взамен стихийного рынка им предоставили рабочие места. На улице Бородина горисполком оборудовал рынок. Хоть один из торговцев туда пошёл? Нет.

Корр:

- В Севастополе для борьбы со стихийной торговлей планируется утвердить план дислокации временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности. А есть ли рецепты для Симферополя?

Н. Бойко:

- Для того, чтобы уменьшить стихийную торговлю, городские власти разрешили выездную торговлю в пяти местах в Симферополе по субботам и воскресеньям. В прошлом году была проведена 101 такая ярмарка. Разрешали реализацию всей продукции: мясо, рыба, молочные продукты, фрукты и овощи. Экспертизу растительной продукции закрепили за несколькими лабораториями рынков. Но там, где сейчас проводится разрешённая выездная торговля (а это - микрорайон Героев Сталинграда, посёлок Грэсовский, улица Ковыльная), ведётся и стихийная торговля.

Милицейский эксперимент

И. Момотенко:

- Мы работаем в режиме постоянной борьбы со стихийной торговлей. С 10 по 30 апреля будет проведена массированная отработка мест стихийной торговли. Мы снимаем патрули с улиц. Они будут стоять на площадях. Пойдём на такой эксперимент, поскольку на «стихийку» много жалоб от граждан.

Корр:

- А что будет после 30 апреля?

И. Момотенко:

- Посмотрим на результаты эксперимента. Раньше в милиции было спецподразделение, которое содержалось за счёт местного бюджета - экологическая милиция. Подразделение вело именно борьбу со стихийной торговлей. Не было необходимости отвлекать на это участкового и других сотрудников милиции. Сейчас, к сожалению, нет законодательной основы для создания и финансирования такого подразделения.

Н. Бойко:

- В прошлом году мы письменно предложили мэру Симферополя Виктору Агееву создать подразделение экологической милиции. На что он ответил: такой возможности нет. Раньше, когда существовала эта служба, стихийной торговли в городе практически не было.

Наталия ГОНЧАРОВА,

Алексей ЕРМОЛИН.