Михаил Мамаев: Не веселить, а потрясать толпу

1 Апрель 2013 1165
Фото Майкла Львовски.
Фото Майкла Львовски.

В прошлом успешный журналист, а ныне известный актёр выразил своё творческое и жизненное кредо в стихах: Так хочется, чтоб было больше света. Не веселить, а потрясать толпу. Так трудно, несмотря на все запреты, Наперекор всему творить судьбу.

К актёрству Михаил Мамаев примерился ещё пятнадцатилетним, снявшись в картине «Шут». А шёл к нему через многие увлечения. Мечтал даже о военном поприще. Став популярным актёром, Михаил не отказался и от других занятий, в числе которых - спорт, литература, музыка.

- В моих метаниях виноваты, думаю, предки, - с лукавой улыбкой признаётся Михаил. - С одной стороны - музыканты и военные, с другой - прадедушка из известного рода Шпееров, уличённый в авантюрных делах, которые проворачивал вместе с легендарной авантюристкой Сонькой Золотой Ручкой. Юность у меня была не авантюрной, но бурной. Остепенился ли... не знаю. Не могу сказать, что постоянно рефлектирую, но увлечений - хоть отбавляй.

- В том числе и прекрасным полом? Говорят, влюбчивы, кружите головы столичным красавицам.

- Нет, сейчас я уже не Казанова. Раньше - да. Распылялся на девушек. А сейчас у меня любовь перенаправилась к жизни. Люблю всё, что дарит ощущение жизни во всех её проявлениях. А вообще насчёт кружения голов - это досужие вымыслы. Мне чаще приходилось самому добиваться той, которая нравилась. И это хорошо. Настоящий мужчина должен завоёвывать предмет своего обожания.

- В вашем стихотворении есть слова: «Смерть и любовь - сёстры». Вы столь трагически переживаете потерю чувства?

- А разве может быть иначе? Любовь, как и всё на земле, рождается и умирает. Согласен с Ремарком, который сказал: «Человеческая жизнь слишком длинна для одной любви». Вместе с любовью и ты умираешь. К этому надо быть готовым, чтобы, умирая чувством, не умереть физически. А ещё не мешает помнить слова из Екклесиаста: «И нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть и сердце её - силки, руки её - оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею».

- Ваша книга «...И возьми настройщика деревьев» - это внутренний монолог?

- Безусловно. Была в моей жизни одна история, которая и послужила мотивом. Уехал я за любимой девушкой в Стамбул. Она там работала в модельном агентстве. Прошёл хорошую школу. И профессиональную - снялся в нескольких фильмах, в рекламе, в клипах, и жизненную - пришлось барменом поработать, пережить бурный роман с красавицей турчанкой. В результате остался один, вернулся в Москву, тогда и выплеснул все свои переживания в этом романе.

- Героя которого поспешили на сто процентов идентифицировать с автором. Это не расстроило?

- Я спокойно к такому отношусь. Ни в коей мере не собираюсь сравнивать себя с Толстым, но ведь у Льва Николаевича не пришло бы в голову допытываться, кто из его близких лёг под поезд. В том, что автора часто принимают за героя его произведения, есть и плюс. Сейчас в том, что предлагается в книгах, что видим на экране, не хватает личностного, проявления характера, судьбы. А без этого нет чувствообразования. Не цепляет, что называется. За ролью, за литературным персонажем должен стоять человек со своим отношением к жизни.

- И вам всегда удаётся придерживаться этих истин?

- Во всяком случае стремлюсь к этому. Я воспитывался в семье коммунистов. Для нас с родителями разрушение страны стало трагедией. И когда нам всем предложили жить по новым законам и правилам, стал, как большинство, просто зарабатывать деньги. То есть просто-напросто принял условия тогдашних обстоятельств. Потом наступил кризис, остался без работы, искал, чем заняться.

- Эти поиски привели в кино?

- Можно и так сказать. Волею случая попал в небольшой кинопроект, где моей партнёршей была Наталья Игоревна Селезнёва. Удивившись, что у меня нет актёрского образования, эта очаровательная женщина, прекрасная актриса посоветовала поступить в ГИТИС, где вела курс вместе с мужем Владимиром Андреевым, тогда главным режиссёром театра имени Ермоловой. Что я и сделал. Окончил за два года с красным дипломом. Четыре года играл в антрепризных спектаклях с Аристархом Ливановым, Спартаком Мишулиным, Людмилой Чурсиной. Работая с профессионалами высокого класса, я становился актёром. Потом принял предложение сняться в сериале «Сокровища мёртвых». А по-настоящему увлёкся кино, снимаясь в «Шахматисте». И теперь отказываюсь от антреприз.

- Неужели «мыло» так увлекло?

- За сериалами так прочно закрепилось эта нелестная, я бы сказал, «кличка», что разницы в том, что показывают по телевидению, никто не замечает. А она есть. «Мыло» - это долгоиграющие сериалы по сто с лишним серий. Самое настоящее производство. Много халтуры, согласен. Но для актёра - это хорошая школа. Я осваивал профессию киноактёра, снимаясь целый год в сериале «Волчица». Огромное количество текста, который не всегда написан рукой, иногда ногой, иногда ещё чем-то... Бывали моменты, когда мы останавливали съёмки и переписывали, потому что я не мог произносить то, что предлагалось. Кстати, не каждый актёр, успешный в полном метре, сможет так же хорошо работать в сериале. Но хороший сериальный актёр, как семечки, «отщёлкает» полный метр. Полный метр - это искусство, но, чтобы его освоить, надо отработать технику в сериалах.

- После съёмок в американской картине Залмана Кинга «Дневники Красной Туфельки» у вас наверняка спрашивали, почему не остались в Голливуде. Что отвечали?

- Признавался, что не чувствовал в этом необходимости. Хотел стать хорошим артистом, а не просто зарабатывающим деньги. Может быть, если бы посыпались предложения от Спилберга или Копполы, я бы и остался. Но ведь этого не было. Зато был звонок из Москвы, где меня ждала главная роль в антрепризе «Императрица».

- В каких фильмах увидим вас в ближайшее время?

- В Киеве снялся в мини-сериале «Холостяк». Выходит в украинский прокат «Золотой запас» Мурада Алиева. Кстати, снимался этот двенадцатисерийный фильм и в Крыму: в Бахчисарае, Севастополе, Инкермане, на Южном берегу. Надеюсь, будет предложение на что-то значительное. Люблю работать с глубоким погружением: когда забываешь, где герой, а где ты сам.

Наша справка

Михаил Мамаев родился 13 февраля 1966 года в Москве. Воспитывался в семье военного (его отец уволился из армии в звании генерал-майора). По окончании школы поступил в МГИМО на факультет международной журналистики. Дипломную практику проходил в латиноамериканском отделе АПН, специализировался на Центральной Америке и Кубе, освещал события в тогдашних «горячих» точках - Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, Гватемале. В 1988 году познакомился с режиссёром Светланой Дружининой, которая пригласила его на роль Никиты Оленева в фильме «Виват, гардемарины!». Но после удачного кинодебюта продолжал заниматься журналистикой. Актёрское образование получил в ГИТИСе и с 2001 года активно снимается в кино и сериалах: «Тайны дворцовых переворотов» (2001), «Сокровища мёртвых» (2003), «Шахматист» (2004), «Волчица» (2005), «Откройте, милиция!» (2008), «Чемпион» (2008), «Месть» (2010), «Золотой запас» (2012).

Людмила ОБУХОВСКАЯ.