Залог уверенности

Что надо помнить о гарантийном сроке, совершая покупку

28 Март 2013 759
За гарантийным сроком следите внимательно.
За гарантийным сроком следите внимательно.

По неофициальной статистике, каждый десятый крымчанин сталкивается с проблемой «гарантировано». По просьбам читателей «Крымская правда» разбиралась, что положено по гарантии на товар, кому, в какие сроки и на основании чего предъявлять требования.

Чек и талон

Закон «О защите прав потребителей» определяет, что гарантийный срок - это время, в течение которого производитель (продавец, исполнитель или любое третье лицо, сервисный центр, например) обязуется выполнить бесплатный ремонт или заменить товар. Обычно минимальный срок гарантии - полгода. И начинается он с момента получения вами товара.

- Но рассчитывать на исполнение гарантийных обязательств, - поясняет юрист Ольга ВОРОНЦОВА, - можно лишь, имея чек, подтверждающий факт покупки, и заполненный гарантийный талон. Чек может быть и кассовый, и товарный - написанный от руки, но с указанием наименования товара, стоимости, даты покупки, данных о продавце и его печатью. А в гарантийном талоне обязательны серийный номер товара, дата продажи, печать продавца и срок гарантии.

За простой - вам неустойку

«Купил бензопилу с гарантией 3 года, - написал в редакцию Игорь Страхов из Симферопольского района.- Через месяц обычного использования сгорел мотор. Какие мои права?».

Вам достался товар ненадлежащего качества, и в рамках гарантийного срока можете потребовать от продавца (сервисного центра) бесплатный ремонт.

- Обычно на него отводится 14 дней, - поясняет юрист. - Если дольше, то срок оговаривается заранее. При этом вы вправе просить зафиксировать его в гарантийном талоне. Так как за каждый день задержки в устранении недостатков свыше оговоренного срока вам положена неустойка в размере 1% от стоимости вещи.
А сам срок гарантии увеличивается на всё время ремонта.

Если же починить не удастся, значит, недостаток существенный, и можно, ссылаясь на статью 8 закона «О защите прав потребителей», требовать либо замены товара (и тогда гарантийный срок начнётся заново), либо расторжения договора и возврата денег. Вернуть обязаны или в тот же день, или не позже, чем через неделю. Причём если товар подешевел, то возвратить должны
уплаченную вами сумму, а если подорожал, то ту стоимость, которая была в момент предъявления претензий.

А если через Интернет?

«В интернет-магазине купила миксер, - написала нам Инна Валерьевна из Джанкойского района. - Фирма даёт год гарантии. Он считается с момента заказа товара в магазине или доставки мне домой? В гарантийном талоне дата не указана».

- В подобных случаях, - по словам Ольги Воронцовой, - гарантийный срок считается со дня получения вами товара. Если вы забрали его на почте или получили от курьера, то перед оплатой проверьте комплектацию, заполненный гарантийный талон или хотя бы наличие в нём штампа фирмы-продавца и чек, подтверждающий вашу покупку в ней. Дополнительным документом для отсчёта гарантийного срока в данном случае будет чек оплаты доставки.

Дабы не терять уверенности после покупки, всегда требуйте чеки, заполненный гарантийный талон. И сохраняйте их в течение всего срока гарантии.

Кстати

Как пояснили нам в Госпотребинспекции в АРК, когда гарантийный срок не установлен, статья 7.5 закона «О защите прав потребителей» разрешает предъявлять претензии, если недостатки выявлены в течение двух лет после покупки.

У каждого - своё

Для товаров, которые со временем могут портиться и представлять угрозу, гарантийный срок является сроком годности. Начиная с даты производства, обозначенной на этикетке, длится всё время, пока товар пригоден. На одежду, обувь гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона и не зависит от времени завоза товара. К примеру, на одежду весенне-летнего ассортимента - с 1 апреля по 1 октября, на весеннюю обувь - с 15 марта по 15 мая, а на летнюю - с 15 мая по 15 сентября. В эти периоды в случае обнаружения брака можно бороться за свои гарантированные права. Если сохранился чек.

Дополнительно за деньги

Во многих магазинах предлагают услуги дополнительного сервиса, расширенной гарантии, предоплаченного обслуживания и прочее - названий масса. Суть одна: за плату (обычно от 149 гривен) предлагается дополнительная гарантия на товар на 2-7 лет. Вещь, в принципе, полезная. Но зачастую, предлагая дополнительный сервис, продавцы заранее, без вашего согласия, закладывают его в конечную стоимость товара, просто ставя перед фактом, что выбранная, к примеру, видеокамера стоит не 3 тысячи, как на витрине, а 3500. Поэтому сразу уточняйте, за что и сколько платите. Навязывать вам никто не вправе. Впрочем, если продавец солидный, на рынке продержится долго, а у вас есть финансовая возможность обеспечить выбранной технике дополнительную гарантию, то можно согласиться.

Гораздо неприятнее, если в предоплаченное за ваш счёт обслуживание продавец включает время бесплатной гарантии, данной на товар производителем. Поэтому перед оплатой поинтересуйтесь, какой срок заводской гарантии (обычно 1-2 года) указывается в гарантийном талоне и техпаспорте. Убедитесь, что дополнительную, оплачиваемую гарантию отсчитывают без учёта заводской. Обязательно требуйте документального подтверждения, что оплатили дополнительную гарантию (расшифровка - в чеке, гарантийном талоне или на отдельном бланке).

Наталья ПУПКОВА.

Рисунок с сайта zerut.ru