Здесь история хранится в кубриках

Когда-то керченские корабелы строили атомные лихтеровозы, а «Гетьман Сагайдачный» носил название «Киров»

22 Март 2013 764
Звенья якорной цепи атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть».
Звенья якорной цепи атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Фото автора.

Музей трудовой славы Керченского судостроительного завода «Залив» создан в 70-е годы, в лихие 90-е его закрыли. Пять лет назад музей возобновил работу. Выставочный зал напоминает корабль: в кубриках - стенды по истории предприятия, а в иллюминаторах - грамоты, награды, макеты выпущенных судов, фотографии и личные грамоты из домашних архивов заводчан.

- Ещё древние греки, выходцы из города Милет, которые основали Пантикапей, знали, что Керчь - лучшее место для верфи. И тогда она находилась там, где и современный морпорт, - начинает экскурсию смотритель музея Александр Бадякин (на заводе работает с 1976 года). - До 1966 года «Залив» назывался Камыш-Бурунским судоремонтным заводом. Первое судно - пароход «Чапаев» - пришло на ремонт в 1939 году. «Советский Крым» здесь на ремонте был в 40-м и после войны. В этом же году у нас ремонтировали самый большой ледокол Азово-Черноморского бассейна - «Макаров».

В 1939 году на заводе начали строить торпедные катера, успели сделать двенадцать. Семь погибло в боях за Крым, а пять осталось до конца войны.

- Когда началась война, кроме судоремонта и торпедных катеров делали бомбы, миномёты, противотанковые ежи, - продолжает экскурсовод. - В октябре 41-го, накануне взятия Керчи, завод эвакуировали в Пермь, где продолжали строить бронекатера, а судостроительный комбинат №1 «отправился» в Тюмень.

Во время Великой Отечественной завод был разрушен на 95%: уходя причалы взрывали и наши, и немцы. Ущерб составил 20 млн. рублей. В 1947 году - первый выпуск ГПТУ. На снимке - бригада выпускников: суда собирали восемнадцатилетние мальчишки.

- Решено было строить минно-тральные корабли, - говорит Бадякин. - В 1949 году заложили тральщики, построили шестьдесят одну единицу, на север отправляли. Одновременно делали мелкий ширпотреб: мясорубки, газовые баллоны и много чего ещё. Собирали и противолодочные корабли, и первые на советском Военно-Морском флоте газотурбинные корабли. Делали и рыболовецкие боты для Каспия. Спуск, как и сейчас, был бортовой, а для них сделали специальный, продольный, кормой в воду.

С 1954-го завод строит танкеры. Ещё через четыре года директором предприятия назначили Фёдора Алексеева. И начинается «танкерное время»: танкеры были и маленькие, и огромные.

- Увидев в Ленинграде на совещании танкер типа «Великий Октябрь», Алексеев захотел такие же строить у нас в Керчи, переговорил с министром, разрешили, - рассказывает экскурсовод. - Но проблема была в том, что у нас грузоподъёмность на стапеле - 2500 тонн, а корпус такого танкера весил более 5 тысяч тонн.
И тогда он предложил собирать судно из двух половин: носовой и кормовой части, с уникальным герметичным поясом на стыке. Это было его изобретением. Первый танкер назывался «Керчь».

В 1966 году началась вторая реконструкция завода. Сделали док длиной 364 метра, шириной 54 метра, глубиной 13 метров. В нём можно было строить суда водоизмещением до трёхсот тысяч тонн. А вот макет танкера водоизмещением сто восемьдесят две тысячи тонн. Таких построили шесть. Первый назывался «Крым», были ещё «Кавказ», «Кривбасс», «Кубань», «Советская нефть». Вот фотографии кранов грузоподъёмностью 350 тонн, а вот макет танкера водоизмещением 68 тысяч тонн. Керченские корабелы построили таких шестнадцать, девять - на экспорт.

Оригинальный экспонат - звенья якорной цепи атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть», который был построен на «Заливе» и является единственным в России ледокольно-транспортным судном с ядерной энергетической установкой.

- Кстати, фрегат ВМС Украины «Гетьман Сагайдачный» - пограничный сторожевой корабль - это наш заказ, сдан в 1993 году, - продолжает заводчанин. - Начинали-то строить ещё при Союзе, тогда он носил наименование «Киров», а уже после спуска, когда передали, название срезали, и корабль переименовали. Всю советскую атрибутику отдали нам в музей.

Есть в музее и «боевой уголок»: красуется 30-миллиметровый снаряд от автоматической корабельной артиллерийской установки АК-630, которая до сих пор стоит на украинском вооружении: скорострельность 4000-5000 выстрелов в минуту.

Награды, атрибутика, чёрно-белые фотографии передовиков производства, заводчан, погибших в Великой Отечественной. И цветные снимки современников, гостей музея.

- Была у нас и Александра Пахмутова, - с гордостью говорит Александр Бадякин. - Ну а Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром, прославилась тем, что на первом головном заказе не смогла разбить о борт судна бутылку шампанского. Это дурная примета.

Ирина КОВАЛЁВА.