Вокруг света на велосипеде

Крымчанин в одиночку за девять месяцев преодолел маршрут протяжённостью более 30 тысяч километров и готовится объехать весь мир

16 Март 2013 1132
В велопробеге вокруг бывшего Союза проезжал по 130 км за день. Фото из личного архива Виктора ЛОЗОВИКА.
В велопробеге вокруг бывшего Союза проезжал по 130 км за день. Фото из личного архива Виктора ЛОЗОВИКА.

Пока многие только мечтают куда-нибудь махнуть, продолжая просиживать день за днём на диване перед телевизором или в офисном кресле, ссылаясь на нехватку то времени, то денег, Виктор Лозовик из Армянска уже объехал весь бывший СССР, причём с минимальными затратами, а теперь планирует новый дальний поход.

Виктор по-спортивному лёгок и сухощав, выглядит гораздо моложе своих 45 лет. В прошлом - бегун-марафонец на сверхдлинные дистанции. Он преодолевал сотню километров за семь с половиной часов, а за сутки бега - 236 км. Но кроме бега у него была и остаётся другая страсть - велосипед.

- Первый мой велик - трёхколёсный, на него я сел в два года, - улыбается Виктор. - Причём чуть ли не сразу рванул на «сверхдальнюю» - искали по всему селу. Наша семья тогда жила в Баштанском районе Николаевской области, село Пески. Теперь мне кажется, что я и родился на велосипеде, сколько себя помню, крутил педали. В 4 года уже пересел на «Украину» - «взрослый» велосипед, ездил под рамой, за руль держась одной рукой. О путешествиях мечтал с детства. В школе с седьмого класса уже серьёзно занялся велоспортом-шоссе, но после травмы медики запретили продолжать занятия. Потом увлёкся бегом, и на какое-то время велоспорт отошёл на второй план. Ездил только для поддержания формы, организовывал велопоходы по Крыму и постепенно увеличивал дистанции. Сначала в 2005 году за 80 дней проехал от Ужгорода до Владивостока, а через четыре года, подзаработав денег, решился на сверхэкстремальную затею. Из дома выехал
1 апреля, а вернулся к новогоднему столу 31 декабря, преодолев в одиночку, без какого-либо сопровождения и с минимальным багажом 30330 км!

Велосипед у Виктора сделан с учётом органолептики. Раму сделали в Москве - титановую, а остальное собирал сам. Весит такой всего 12 кг.

- Одна покрышка на заднем колесе изнашивается в среднем за 6000 км, - рассказывает Виктор. - Расход запчастей зависит от качества дороги. До Мурманска - 5000 км - один прокол, а в Средней Азии - по 3-4 прокола в день!

В этом походе груза у Виктора было с собой 36 кг. Одежда - специальное термобельё, плюс непромокаемый костюм из специальной ткани-мембраны. С собой - мастер-кард, в каждой стране снимал с неё валюту, менял на местные деньги, приобретал сим-карточку, домой слал эсэмэски. Купюры разных стран фотографировал на память. Во всех странах с людьми общался по-русски.

- К путешественникам таможни благосклонны, - утверждает Виктор. - При выезде из Казахстана были проблемы - там надо в пятидневный срок зарегистрироваться, а если нет принимающей стороны, никто не регистрирует. На два дня дольше этого срока я пересекал страну. На границе я отказался штраф платить, и они собрались выдворить меня из страны, но, расспросив меня о путешествии, решили меня выпустить без штрафа и депортации. В России просрочил 46 дней, но и там выпустили без проблем. Гаишники если и останавливали, то из любопытства, особенно в Средней Азии, в день по 5-6 раз - и каждому надо рассказывать всё о путешествии! А в Средней Азии гаишники даже пытались снабдить деньгами: мол, отощал ты в дороге, иди, поешь хорошо! Не верили, что я в путешествиях вес практически не теряю.

Во время этого долгого путешествия ночевал Виктор в основном в палатке, правда, на БАМе предупредили, чтобы опасался медведей. Там старался ночевать в посёлках, в тепляках - домиках дорожных рабочих, стоящих вдоль магистрали. В 5 утра - подъём, сборы, завтрак, в 8 - выезд, и ехал до темноты. До Якутска останавливался в вахтовых посёлках на строительстве железной дороги. Пищу готовил на костре - варил каши, когда хотелось более домашней пищи, захаживал в придорожные кафе.

- Люди очень сердечные и гостеприимные, вот только приходилось снова и снова рассказывать о путешествии, - улыбается Виктор. - Старались угостить местными кушаньями. На БАМе отведал хариуса, на Байкале потчевали омулем, а по дороге в Магадан дорожный попутчик пригласил меня к себе и за восемь дней, пока я был в Магадане, он заставлял меня каждый день съедать полкило красной икры, которую заготавливает абсолютно легально его небольшая фирма. Он родом из Севастополя, земляк, и хотел, чтобы я набрался сил. На Кавказе отведал потрясающий суп-харчо, в Узбекистане - плов, в Дагестане - хинкали.

Встретил Виктор и мишек, о которых его предупреждали. Увидев у дороги медведицу с двумя малышами, схватился за фотоаппарат. И тут она агрессивно пошла прямо на Виктора.

- Испугался, не скрою. От медведя не убежишь и на велике не уедешь: зверь развивает такую скорость, какая человеку не под силу! То есть, если начнёшь убегать, медведь станет с азартом тебя догонять, и тогда ничто уже не спасёт. Но сибиряки научили, что медведи боятся резких звуков, и у меня на этот случай был свисток. Он и выручил. Медведица действительно решила со мной не связываться. А вторая встреча была тоже на БАМе. Ехал медленно по щебёнке вдоль железнодорожного полотна. Медведица с молодым медвежонком. Они издалека мне поугрожали рычанием, но и тут свисток не подвёл.

Ещё на случай обороны у меня с собой были сигнальные дымовые шашки - подарок знаменитого путешественника Сергея Гордиенко, который сейчас пешком идёт вокруг света. Но их применять не пришлось. Думаю, если не бояться, не ждать беды, она и не случится.

Преподносила сюрпризы погода. В июне на БАМе, проснувшись и выйдя из палатки, увидел вокруг снег.

Маршрут путешествия и его экстремумы

30330 км это: Армянск - Кишинёв - Ужгород - Львов - Брест - Минск - С.-Петербург - Мурманск - Архангельск - Киров - Пермь - Тюмень - Омск - Кемерово - Братск - Тында - Якутск - Магадан - Владивосток - Хабаровск - Чита - Иркутск - Барнаул - Алма-Ата - Ташкент - Душанбе - Бухара - Астрахань - Баку - Тбилиси - Сочи - Керчь - Армянск. Попадающиеся на пути моря преодолел с велосипедом в багаже: Белое море обогнул поездом, Охотское море - перелетел самолётом.

Предельно низкая температура - минус два - в Мурманске.

Предельно высокая - плюс 35 - в Якутии.

Максимальная скорость - 60,7 км/ч.

Самый высокий перевал - Айни, Таджикистан, 3378 м над уровнем моря.

Самый долгий подъём - 60 км - на БАМе.

130 километров проезжал в день.

Из 15 бывших союзных республик не удалось проехать по Прибалтике и Туркмении (проблемы с визами), объехал стороной Армению (у неё с Азербайджаном, через который ехал, закрыты границы).

Для кругосветки не хватает только денег

Виктор давно задумал объехать на велосипеде весь мир. Но, очевидно, придётся это делать в несколько этапов. А между ними - возвращаться домой и зарабатывать деньги на дальнейшее путешествие. Виктор планирует маршрут: Африка, обе Америки, а вот Австралия - слишком маленькая и слишком отдалённая. В общем, всё будет зависеть от средств.

Спонсоров пока нет, Виктор сам обеспечивает свои путешествия. Правда, на то, чтобы собрать нужную сумму, уходит в среднем три года.

- Неловко как-то обращаться... - говорит Виктор. - Но спонсорская помощь здорово бы пригодилась, особенно с визами.

А пока он отправляется на «разминку» - в своё «хождение за три моря»: Азов, Чёрное и Белое. Стартует в июне в Севастополе и за два месяца планирует проехать до Кеми, оттуда - на Соловки, в Архангельск и вернуться в Крым через Ростов-на-Дону.

Алла СУВОРОВА.