Конституционная оттепель

12 Март 2013 643
Члены Конституционной ассамблеи учли большинство предложений крымского руководства.
Члены Конституционной ассамблеи учли большинство предложений крымского руководства. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Разговоры о необходимости расширения полномочий Крымской автономии ведутся с 90-х годов, но воз и ныне там, поскольку для пересмотра полномочий Крыма нужно вносить соответствующие изменения в Конституцию Украины. Сегодня такой шанс появился благодаря конституционной реформе, которую инициировал президент страны, и, похоже, власти автономии этот шанс упускать не намерены. В отличие от 1996 года, когда крымский раздел Конституции Украины был написан без участия самих крымчан, на этот раз в Верховном Совете АРК подготовили конкретные предложения по расширению полномочий республики в нормативно-правовой и экономической сферах. На днях в Ялте крымские парламентарии презентовали эти предложения членам Конституционной ассамблеи.

Законодательная самостоятельность

Одним из них является предоставление крымскому парламенту права законодательной инициативы в Верховном Совете Украины. Напомним, сегодня Конституция страны наделяет этим правом только президента, народных депутатов, Кабинет министров и Национальный банк. В то же время в Европе право законодательной инициативы предоставлено регионам во многих странах, что обеспечивает механизм обратной связи государства с территориями. Анализ европейского опыта свидетельствует также о том, что территории, имеющие право законодательной инициативы, достигают более высокого уровня социально-экономического развития. «При принятии Конституции Украины в Киеве почему-то забыли о том, что Верховный Совет автономии до 1996 года тоже имел такое право», - подчеркнул спикер крымского парламента Владимир Константинов.

Кроме того, он обратил внимание членов Конституционной ассамблеи на проблему дублирования отдельных функций органов власти АРК территориальными органами государственной исполнительной власти, что приводит к различным правовым коллизиям и влечёт за собой затраты из бюджетов разных уровней на реализацию одних и тех же полномочий.

Право на имущество

Принципиально важен для Крыма, по словам спикера, вопрос урегулирования правового статуса имущества автономии, поскольку он решает не только проблему собственности, но и закрепляет многоукладную основу экономики республики.

- Нам представляется логичным и обоснованным, что автономия должна обладать правом собственности на принадлежащее ей имущество и осуществлять по отношению к своему имуществу все правовые действия. В Конституции Украины собственность автономии как правовая категория отсутствует, а ведь это базовое условие для формирования реального инвестиционного портфеля у республики, - считает В. Константинов.

Он напомнил, что в статье 13 Конституции Украины права собственника на землю и недра от имени народа осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, а Верховный Совет автономии таким правом не наделён. Складывается парадоксальная ситуация, когда автономия, являясь самостоятельным и равноправным субъектом гражданских отношений, фактически не может реализовать своё право на оформление земельного участка под объектами недвижимости, которые ей принадлежат.

Сегодня Совет министров АРК выполняет полномочия в сфере земельных отношений, которые делегированы ему государством и касаются распоряжения землями государственной собственности. Собственных земельных полномочий у автономии нет, поскольку она не обладает правом собственности на землю. Это ставит Крым в дискриминационное положение по сравнению с областями Украины.

Другой пример дискриминации привёл председатель постоянной комиссии крымского парламента по нормотворческой деятельности, организации работы ВС АРК и связям с общественностью Константин Бахарев. Он обратил внимание членов Конституционной ассамблеи на то, что органы местного самоуправления - областные, городские и прочие Советы - имеют право самостоятельно утверждать программы социально-экономического и культурного развития своих территорий, а автономия - лишь в рамках существующих государственных программ. К. Бахарев напомнил о заключении Венецианской комиссии по проекту Конституции Украины, в котором отмечалось, что положения, касающиеся полномочий автономии, не обеспечивают чёткого определения вопросов её самостоятельного ведения.

Финансовый вопрос

Глава постоянной комиссии Верховного Совета АРК по бюджетной, экономической и инвестиционной политике Виталий Нахлупин в своём выступлении поднял проблему бюджетно-финансовой самостоятельности АРК. По его словам, сегодня отсутствует система финансирования капитальных затрат на территории автономии: она не определена ни в отраслевых программах, ни в рамках целевой субвенции госбюджета, выделяемой регионам на социально-экономическое развитие. Так, в 2010 году Крым получил на эти цели пятьсот миллионов гривен, в 2011-м - более восьмисот миллионов, а в прошлом - ноль. На нынешний год, отметил В. Нахлупин, субвенция тоже пока не предусмотрена. «Такая нестабильность приводит к накапливанию «незавершёнок», напрасной трате денег на проектно-сметную документацию, которая устаревает, и к невозможности долгосрочного планирования развития территорий», - отметил он. В условиях недостаточного финансирования из госбюджета их развитие можно обеспечить, если удастся реализовать на практике закреплённые в Конституции АРК полномочия автономии предоставлять льготы инвесторам, создавать свободные экономические зоны, лицензировать и квотировать экспорт, участвовать в регулировании таможенной пошлины и налогов на импортные товары. Пока же, увы, эти полномочия действуют лишь на бумаге.

Первый шаг

Впрочем, есть повод для оптимизма: в утверждённой членами Конституционной ассамблеи Концепции внесения изменений в Конституцию Украины по усовершенствованию полномочий Автономной Республики Крым большая часть предложений крымских парламентариев учтена. Как пояснила председатель комиссии Конституционной ассамблеи по административно-территориальному устройству и местному самоуправлению Светлана Серёгина, принятие концепции является лишь первым этапом по внесению изменений в Конституцию Украины.

- Мы выслушали мнение руководства Верховного Совета Крыма и более детально обсудили концепцию внесения изменений в Конституцию относительно статуса Автономной Республики Крым, которая разработана на основе национальных традиций и зарубежного опыта. Выработанные предложения будут вынесены на пленарное заседание Конституционной ассамблеи, где они должны быть поддержаны большинством голосов. Затем начнётся работа над соответствующим законопроектом, - сообщила нашему корреспонденту С. Серёгина.

Хотя до окончания этой работы ещё далеко, уже можно говорить о том, что сделан важный шаг по укреплению статуса АРК: впервые необходимость расширения полномочий автономии подтверждена на экспертном уровне. Принятие Концепции ещё не гарантирует Крыму расширение полномочий, ведь в составе Конституционной ассамблеи у автономии много «доброжелателей», включая её главу Леонида Кравчука, у которых может быть иное мнение по этому вопросу. Но как минимум является гарантией того, что настойчивые попытки «Свободы» и других радикальных политических сил добиться от украинской власти ликвидации Крымской автономии не имеют ни малейших шансов на осуществление.

А как у них?

Наличие автономных регионов является отличительной чертой таких унитарных европейских государств, как Великобритания, Дания, Италия, Испания, Португалия, Финляндия. На территории этих стран полномочия автономных регионов имеют тенденцию к расширению. Их нормативные полномочия определяются по двум направлениям: право принимать собственные законодательные акты по вопросам, отнесённым к их ведению (первичное законодательство), и право законодательной инициативы в национальном парламенте и правительстве.

В Великобритании правом «первичного» законодательства обладают Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, в Дании - Гренландия и Фарерские острова, в Португалии - Мадейра и Азорские острова, в Финляндии - Аландские острова, в Италии - Сицилия и Сардиния, в Испании таким правом обладают 17 автономных сообществ.

Что касается права законодательной инициативы автономных регионов, то европейский опыт определяет два варианта: это наличие у регионов права законодательной инициативы по вопросам общенационального значения (Италия, Испания, Финляндия) и право законодательной инициативы по вопросам регионального значения (Португалия).

Александр ДРЕМЛЮГИН.