Латка на латке

Таково состояние наших дорог

5 Март 2013 719
Латаем ямы подручными средствами.
Латаем ямы подручными средствами. Фото автора.

На днях «Укравтодор» отчитался перед премьером Николаем Азаровым о том, что привёл в порядок все дороги общественного пользования государственного значения. Сделали это в рекордно короткий срок - за две недели февраля. Наш корреспондент выяснял, всё ли так хорошо на дорогах республики и чем может обернуться для жителей и гостей полуострова весенняя спешка ради «галочки».

Не хочешь - заставим

Напомним, поводом заставить дорожников работать за себя и «того парня» стала волна акций протеста, прокатившаяся в Киеве в первой половине февраля. После того, как автомобилисты разложили на пороге Кабмина обломки исковерканных на дорожных выбоинах машин, чиновники стали действовать и обязали «Укравтодор» залатать все дыры.

По состоянию на 12 февраля «ямочной болезнью» был поражён 2631 километр основных магистралей страны. Уже к 26 февраля подрядчик отчитался, что выполнил задание на 94% и только несколько участков дорог государственного значения ещё находятся в стадии ремонта. В их числе оказалась и трасса Херсон - Джанкой - Феодосия - Керчь, которую зимой автомобилисты называли одной из самых труднопроходимых магистралей полуострова.

То, что ситуацию удалось стабилизировать в течение двух недель, нашему корреспонденту подтвердили и в ДП «Крымавтодор». Как сообщил главный инженер предприятия Адам Славинский, к началу марта почти на всех крымских дорогах государственного значения ямы удалось ликвидировать.

- По сравнению с другими регионами страны, - сказал он, - дороги в республике выглядят неплохо. Тем не менее работы хватает. В частности, сейчас ежедневно задействованы 19-20 бригад, примерно по 2-3 в каждом районе. Направления на Керчь, Феодосию, Красноперекопск, Ялту и Феодосию закрыты, на остальных участках ремонтные работы подходят к концу.

В то же время в ДП «Крымавтодор» отмечают, что ситуация с дорогами республиканского и местного значения значительно хуже. Часто местным Советам, у которых катастрофически не хватает бюджетных средств, приходится просить подрядчика латать ямы в долг - под честное слово оплатить труды позже. Понятно, что в таком случае рассчитывать на должное качество наложенных заплат не приходится. В то же время сроки весенней «раскачки» определены жёстко: до 1 мая все асфальтовые покрытия должны быть приведены в готовность, о чём и планируется доложить к моменту открытия курортного сезона.

А деньги где?

Пока асфальтоукладчики работают внеурочно, навёрстывая упущенное, прокуратура пытается найти виновного в катастрофическом состоянии наших дорог. В частности, Генрокуратура усмотрела в действиях руководства «Укравтодора» нарушения действующего законодательства и вынесла предписание возместить государству почти 9,8 миллиона гривен, потраченных не на те цели. Кроме того, в судебном порядке ответчику предъявлено 17 исков на общую сумму около 75 миллионов гривен.

Речь идёт о деньгах, которые в прошлом году должны были превратиться в километры новенького асфальтового покрытия, а вместо этого ушли на мифические бумажные разработки. В частности, в 2012 году «Укравтодор» заказал платные научные разработки на баснословные суммы сотрудникам 94 научных институтов. Так, «рекомендации по сезонному содержанию дорог и повышению качества их выполнения» обошлись государству в 2,8 миллиона гривен.
А «исследования факторов влияния качества работ на долговечность и надёжность конструкций» - в 2,61 миллиона. На другие подобные изыскания понадобилось ещё 24,12 миллиона гривен, а на сам асфальт, по сути, денег и не осталось. Зато дорожники теперь знают, как нужно работать хорошо, но не могут применить свои знания на практике. Автомобилистам, разбивающим на колдобинах транспорт, от этого не легче. А украинские трассы по-прежнему остаются самыми гиблыми в Европе, хотя списать это на форс-мажорную зиму, как было сделано в 2012-м, уже не получится.

Официально

По данным ГУ ГАИ МВД Украины в АРК, непригодными для безопасного движения было признано 3314 километров дорог общего пользования и более тысячи километров улиц населённых пунктов. Все они - в ямах и выбоинах и требуют срочного ремонта. Гаишники выписали дорожным службам 112 предписаний и требований немедленно устранить неполадки. Одновременно составлено 9 админпротоколов о наложении взысканий за неудовлетворительное содержание подведомственных объектов. Ещё 29 местных Советов получили информацию и приняли её к сведению.

Наталия ГОНЧАРОВА.