Анатолий Кузичев: «Радио уходит из эфира»

Московский радийщик рассказал, что такое «Маяк» и для чего до сих пор нужны трёхпрограммники

1 Март 2013 1364
По словам московского гостя, радио и сегодня является самым оперативным и человечным СМИ.
По словам московского гостя, радио и сегодня является самым оперативным и человечным СМИ.

Известный российский радио- и телеведущий, журналист, программный директор радиостанции «Маяк» и главный продюсер радиостанции «Вести-FM» Анатолий Кузичев, который побывал в Симферополе, пообещал заняться вопросом возвращения в крымский радиоэфир станции «Маяк». И несмотря на то, что уже через десять лет радио «поселится» в Интернете, а слово «радиоволна» станет историзмом, посоветовал в каждом доме сберечь трёхпрограммник.

- Средства радиосвязи имели огромное значение для технического вооружения армии в Первую мировую, о Победе в Великой Отечественной сообщил голос Левитана, роль радио в советской пропаганде вообще трудно переоценить... Неужели в XXI веке радио стало всего лишь жвачкой для уха, той, которую «жуют» за рулём автомобиля?

- Жвачка для уха? Это уж как-то чересчур! Радио, как и телевидение, и кино, бывает разным. Да, техника меняется, значение её для людей тоже, и «колокольчиков», которые когда-то висели в городах и были для людей чуть ли не единственным способом связи с миром, тоже уже нет. Сегодня переоценивать радио, конечно, неправильно, поскольку есть громадное количество источников информации. Другое дело, что радио - это не только источник информации, но и прежде всего эмоциональный собеседник. Ведь в Интернете, даже в чате, общаешься опосредованно, через буквы, а в случае с телевизором - это вообще запись. А по радио ты - на прямой волне с человеком. При всём развитии информационных технологий эмоцию могут предложить только кино и радио. И радио сегодня - это в первую очередь эмоция, сильно замешанная на информации. Радио вообще - самое человечное СМИ, потому что это на 90% - прямой эфир, когда долго изображать из себя что-то всё равно не получится, рано или поздно где-то проскользнёт своё, настоящее.
А это и есть человечное, не буквы под «ником», не телевизионная запись, лакированная, выхолощенная, а человек и его эмоции, на которые можно ответить в интерактиве. Когда в 2008 году появилось радио «Вести-FM», мне хотелось, чтобы там были только новости и никакого интерактива. Но через некоторое время я понял, что без него радио, во-первых, мертво. Ну а во-вторых, порой слушатели бывают в некоторых вопросах компетентнее и умнее тех, кто сидит в эфире.

- Анатолий, вы не будете спорить, что программы на «Маяке» стали слишком лёгкими и пустыми?

- Не буду. Но, как вы понимаете, «и нашим и вашим» сплясать сложно, всегда приходится чем-то жертвовать, приходится искать компромисс, приходится выбирать какую-то аудиторию. Мы сейчас меняем многие программы в сторону повышения содержательности - я не хочу терять наш драйв и весёлость, смех и юмор ведущих, но хочу его приглушить. Сейчас над этим работаем, а что касается аудитории, то она у нас молодая - от 30-ти до 50-ти. Например, «Радио России», которое входит в наш холдинг, в лучших традициях советского слова предлагает театр у микрофона, очень дорогие и серьёзные постановки. На «Вести-FM» вы можете услышать новости, а на «Маяке» - их обсудить. В Москве около полусотни радиостанций, сегодня вы услышите всё, что хотите. Но если говорить об общих трендах, то сильно возросла популярность именно разговорных станций. И это объяснимо: музыки сейчас много, она доступна, поэтому нет смысла слушать её на радио, а вот в разговорной станции есть смысл, потому что она по-прежнему предлагает эксклюзив и быструю реакцию лучших экспертов на ту или иную тему в режиме он-лайн. Ну а как этот эксклюзив будет подан, зависит от техники работы ведущего, от этого же зависит, выберет ли слушатель нашу волну.

- Вы ведь помните, что слово не воробей, чувствуете за него ответственность?

- Конечно. Этим мы и отличаемся от блогеров. Сейчас модно говорить, что блог - это новое СМИ, что за блогерами будущее, что якобы это не личная информация, а настоящая такая, человеческая информация, быстро идущая снизу. Но у блогеров нет ни юридической, никакой иной ответственности, а учитывая, что в Интернете 95% пишут под «никами», нет и репутации, блогер может брякнуть что угодно. Считать, что блог - новое настоящее медиа, - это очень опасное заблуждение.

- Программу «Болячки», в которой прозвучали высказывания, оскорбляющие детей, больных муковисцидозом, закрыли, почувствовав ответственность?

- Просто это был очень громкий скандал, общественность возбудилась, поэтому мы и среагировали так публично. Но внутренняя работа ведётся всегда, разбор полётов постоянен. «Маяк» - это не просто радиостанция, это целая вещательная система. Мы привыкли отвечать за качество и оперативность новостей - авторитет обязывает. За сорок с лишним лет мы доказали слушателям, что являемся главной информационной радиостанцией страны. «Маяк» - это ведь целая эпоха, настоящая культура радиовещания, это традиции и, главное, честно заработанное доверие слушателей. И это самое важное, что у нас есть. Ну а что касается общей неграмотности, то она всегда была и будет актуальной, но нельзя сказать, что это бич современных радиостанций. Такая проблема имела место в 90-х, когда громадное количество людей, до этого не представлявших, что такое журналистика и радио в частности, хлынули в эфир. В СССР ведь было мало радиостанций, профессиональных кадров, поэтому брали всех, у кого тембр голоса приятный. Сейчас этого уже недостаточно.

- Проводное радио закончило свой век?

- Ещё нет, но уже скоро. И это объективный технический прогресс. Другое дело, что мы могли бы приостановить его развитие, потому что все современные каналы, коммуникации подчиняются нам: мы их можем включать и выключать, когда хотим, а трёхпрограммник как бы живёт своей жизнью. И, например, для гражданской обороны он нужен, потому что включается, когда ему нужно, а не когда нужно вам.

- То есть, если вдруг война...

- Те, у кого есть радиоприёмник, узнают об этом первыми. Всех призываю задуматься над этим. Как-то даже носился с идеей придумать нормы, обязывающие после современных ремонтов таки оставлять в квартирах трёхпрограммники, не «сметать» радиоточки.

- Но ведь и роль эфирного радио тоже скоро будет сведена к минимуму.

- Да, радио уходит из эфира в Интернет - это наша головная боль. У всех радиостанций есть свои сайты, они транслируются через сеть. И мы понимаем, что нам не очень много осталось жить в эфирном режиме. Но по сравнению с остальными сетевыми СМИ у нас есть преимущество: огромная профессиональная редакция, которая лучше всех в стране умеет работать с информацией, выдавать её в эфир. Осталось понять, как перестроить всю эту структуру на новый лад. Кстати, наши партнёры из Германии «Deutsche Welle» в прошлом году полностью ушли из эфира. Они теперь не радиостанция, а медиа-структура, а «волной» называются по традиции.
И, увы, это всех нас ждёт.

* * *

Анатолий Александрович Кузичев родился 15 мая 1969 года в Москве. Карьеру радиоведущего начал в 1993 году. Работал ди-джеем на радиостанциях «Панорама», «Радио Рокс», «Радио России», «Ностальжи».
В конце 90-х - начале 2000-х Кузичев пробует силы на телевидении. Он становится одним из ведущих информационной программы «День за днём» на телеканале «ТВ-6 Москва», затем переходит на «ОРТ», где ведёт «Доброе утро».

Ирина КОВАЛЁВА.