«Не надо торговать чужой жизнью»

В Крыму побывал известный российский режиссёр Виталий Павлов

23 Февраль 2013 748
Режиссёр считает: документальное кино должно быть уникальным.
Режиссёр считает: документальное кино должно быть уникальным.

Выпускник Крымского медицинского института по специальности «хирург-травматолог» Виталий Павлов дебютировал на местном телевидении. После удачного проекта на крымском ТВ были Высшие курсы режиссёров и сценаристов при Госкино. Ныне Павлов - драматург, прозаик, сценарист, театральный режиссёр, член Союза театральных деятелей России, автор идеи Национальной театральной премии «Золотая маска». За сценарий «Светлана Сталина. Побег из семьи» был выдвинут на премию «Тэффи» в 2003 году.

Виталий Викторович - автор и режиссёр более двадцати игровых сюжетов возобновлённого киножурнала «Фитиль» на канале «РТР». Его короткометражки, которые увидели студенты Крымского университета культуры, искусств и туризма на встрече с режиссёром в Симферополе, пронизаны тональностью нравственного обнищания в обществе. Павлов уверен: исправить ситуацию и привить хороший вкус молодому зрителю может лишь «тоненький ручеёк настоящей элиты, которая будет заниматься образованием».

- Богатые люди России посылают своих детей учиться в Англию. Но там эти дети не найдут никогда духовного богатства. Я не говорю, что Россия такая великая духовная страна и так далее. Но надо хотя бы найти в себе силы прочитать «Анну Каренину» полностью или «Иосифа и его братьев». Когда люди начнут читать эти романы, тогда что-то может измениться к лучшему. С начала 90-х годов всё работает на разрушение. Не стало поэзии, есть только ироническая поэзия, капустники, КВН. Это всё - пародия. Эти люди не создают ничего, они только рушат. Я был недавно в театре Вахтангова на премьере спектакля «Евгений Онегин». И там литовец-режиссёр (Римас Туманис. - Ред.) решил уничтожить Пушкина. Письмо Татьяны, которая для многих являлось символом непорочности, возвышенности, вначале прочитали издевательски, потом порвали. И сидел полный зал так называемой элиты и смеялся. Это печально. Сделал это режиссёр абсолютно намеренно, зная отношение Литвы к России. В Литве считают, что во время Второй мировой войны Россия была оккупантом. И он понимал, что современная элита съест это, утрётся и будет кричать: «Браво!». Это ужасно! Вот если бы был жив Миша Козаков, он бы встал, сказал: «Позор!» - и ушёл.

Павлов снял ряд документальных фильмов, среди которых «Эдуард Стрельцов. Зона для центра нападения», «Неизвестный Олег Ефремов», «Особенности национального футбола», «Светлана Сталина. Побег из семьи», а также написал сценарий для документального сериала «Кремль-9». Он уверен, что документальное кино будет существовать всегда. У такого кино есть свой зритель.

- В документальном кино не должно быть никакого вымысла, поэтому оно и называется документальным. И такое кино должно быть зачем-то снято. Когда это просто факты перечисленные, мне неинтересно. Если берётся исторический персонаж, событие, о котором было уже сказано тысячи раз, и делается пересказ этой истории, возникает вопрос: зачем? Что вы хотите этим сказать? Я за то кино, где автор понимает, зачем он его снимает. Вот мне хотелось спросить упомянутого литовского режиссёра: «А зачем ты взялся за «Онегина»? Что ты хотел сказать нового об авторе? Что, он пошляк был? Он виноват в том, что в советское время из письма Татьяны сделали такой символ? В конце концов, что плохого в этом?». Так и в документальном кино: если берёшься снимать фильм о Сталине, скажи о нём что-то новое. Я бы с удовольствием снял фильм о Сталине. Сегодня его показывают лишь с одной стороны. А о нём есть что сказать.

Многосерийные художественные фильмы Павлова «Галина» - о судьбе дочери генсека Леонида Брежнева и «Зоя» - о советской актрисе Зое Фёдоровой резко отличаются от мыльных опер.

- Все мои сериалы были успешными и качественными по одной простой причине: у меня работает очень хорошая команда. Я работаю с прекрасным кинооператором Николаем Владимировичем Немоляевым, который снял половину советского кино: «Обыкновенное чудо», «Покровские ворота», «Ленин в Париже». Так, как он работает, - это фантастика. Таких операторов очень мало. У меня есть своя обойма актёров потрясающих. Это Алексей Петренко, Ирина Скобцева, Елена Яковлева, мой друг Василий Бочкарёв, Армен Джигарханян, Ирина Розанова.
В отличие от документальных фильмов, когда я снимаю художественный фильм о Галине Брежневой, о Зое Фёдоровой, ещё о каком-то историческом персонаже, там вымысел сплошной. Не может человек, который не знал этих людей, сделать о них документальный фильм. Я общаюсь с двумя лучшими подругами Галины Брежневой - они говорят совершенно противоположные вещи. Я читаю о Зое Фёдоровой разные материалы - одна её подруга утверждает, что у неё бриллиантов было полно, другая настаивает на том, что всё это была бижутерия и актриса у неё покупала эти украшения. Вообще, фильм о Галине Брежневой я снял по одной простой причине - хотел донести зрителю: не надо торговать чужой жизнью. Показать, что Галина Брежнева не всю жизнь танцевала на столе пьяная. Люди, которые её знали, не сказали о Галине ни единого плохого слова.

Павлов - автор пьес «Я построил дом», «Джазмен», «Русская рулетка», «Любовь и кролики», «Жизнь налаживается», «Семейный ужин в половине второго» и многих других. По пьесе «Русская рулетка» режиссёр Константин Худяков в 2002 году поставил телефильм «Танго на два голоса» с участием Веры Глаголевой и Игоря Бочкина. Сегодня режиссёр признаётся, что отношение с театром у него складываются непросто.

- В какой-то степени я потерял интерес к театру, когда ставил спектакль в Питере, в великом ТЮЗе, где была плеяда замечательных актёров. Я приехал туда, а там пьянь, рвань - жуть полная. Ну как можно не потерять интерес к такому театру? Сейчас очень мало осталось театров живых. В своё время я ставил спектакль в Театре имени Ермоловой, пришёл на монтировочную репетицию, зашёл в зал, а там ничего нет вообще, пусто. Я что-то принёс из дома, в итоге сделали декорации. Сейчас немного получше стало, конечно. Вот к такому театру я потерял интерес. А вообще к театру - нет. Я готов дружить с хорошим театром и дружу.

Юлия ЦИСАРЬ.