Трагифарс в провинциальном стиле

18 Февраль 2013 521

Желание усидеть на двух стульях постепенно превратило занимающую важное геополитическое положение Украину в некую «нейтральную полосу» между Востоком и Западом. Нельзя уступить эту территорию сопернику, но как страна мы уже никому не интересны. При этом на самой «нейтральной полосе» в любой момент могут развернуться боевые действия. Тогда интерес соседей к ней возрастёт, а вот обитателям вряд ли кто позавидует.

«Эпоха Мертворождённых»

«Крепкий тыл донецких и близость с российской границей, возможно, и помогла бы закрепиться на этом рубеже, да вот только до отчаянья плохо, когда рубеж - последний», - это цитата из романа-антиутопии Глеба Борова «Эпоха Мертворождённых», в котором Украина развалилась на три части - республику Галицию, Центральноукраинскую республику (ЦУР) и конфедерацию Восточной Малороссии плюс Крым с неопределёнными статусом - и охвачена гражданской войной, в которой на стороне Галиции и ЦУРа против малороссов воюют вооружённые силы стран ЕС, а Россия сохраняет нейтралитет.

«Панове! Властью данной мне Господом - способностью творить - я свою часть общей работы сделал: смоделировал крайний сценарий развития событий. Это вам ходули, стремянка - дабы вы смогли заглянуть в открывающуюся бездну грядущего. Теперь ваш черед - сделайте так, чтобы описанное будущее не стало реальностью», - написал автор в предисловии. Но за 5 лет, прошедших с момента выхода романа, предостережение так и не было услышано. Перспектива переворота в наши дни - не художественный вымысел, а предмет изучения экспертов.

Первая заповедь солдата

«При неясной обстановке ложись спать», - гласит солдатская мудрость. Вопреки ожиданиям оппозиции эпической битвы за трибуну не произошло. Состоится ли запланированный на сегодня штурм, тоже пока неясно. До сих пор по очкам в войне нервов лидировали регионалы, с олимпийским спокойствием воспринявшие демарш «борцов за сенсорную кнопку».

Оппозиции, проигравшей на первых порах во время избрания руководящих органов нового парламента, требовался если не реванш, то как минимум яркая демонстрация возможностей. Повод для протестов был найден быстро. Сами прежде грешившие «кнопкодавством» борцы за честность голосования трибуну заблокировали. А что делать дальше? Напомним, неработоспособный в течение 30 дней парламент президент имеет право распустить. Заметьте: имеет право, но не обязан.

- Безусловно, на Украине сложилась чрезвычайно сложная ситуация и ситуация может перерасти в кризис политический, - считает экс-глава ЦИК Ярослав Давидович. - На сегодня три кита из провластной части парламента - Чечетов, Ефремов, Олейник - озвучили то, что сегодня они готовы идти на перевыборы. Давайте вернёмся к самому корню проблемы. Сегодня, чтобы провести выборы на мажоритарной основе, нужно внести изменения к закону. Чтобы внести изменения к закону, нужно открыть сессию. Когда открывают сессию, пропадает этот 30-дневный срок - вот и приехали.

Через каких-то три месяца после того, как самые пламенные борцы за счастье народное согласовали свои интересы и заплатили за входной билет в среднем от 3 до 5 миллионов американских денег, начинать всё сначала, не только не осчастливив своего избирателя, но даже не «отбив» понесённых затрат, мало кому интересно. Как же выйти из этого тупика с наименьшими потерями?

- В нынешней ситуации власть обязана предложить оппозиции программу выхода из кризиса путём создания правительства национального единства. Это был единственный возможный вариант эффективных действий после парламентских выборов. Принципы формирования правительства должны были быть другими. Но эта возможность властью была упущена, - не без пафоса заявил Пётр Порошенко в интервью одному из умеренно оппозиционных киевских изданий, подконтрольному супруге экс-министра обороны Анатолия Гриценко.

Как нетрудно заметить, оппозиционеры знают ответ на вопрос «кто виноват?», но не на вопрос «что делать?». Между тем единства не наблюдается не только в «национальном» масштабе, но и в рядах самих оппозиционеров: по словам Порошенко, оппозиция просила его выступить единым кандидатом на выборах мэра Киева, однако в пятницу депутат-«ударовец» Валерий Карпунцов заявил, что «УДАР» поддерживать Порошенко не собирается. В «Батькивщине» хотя и говорят о едином кандидате от оппозиции, но саму кандидатуру не называют и обещают сохранять интригу как минимум до объявления даты выборов.

И уж совсем на периферии общественного сознания остались и внезапно выздоровевшая Юлия Тимошенко, и её бесстрашный адвокат, которого преследуют сотрудники спецслужб, переодетые «мультипликационными медведями», и разборки внутри подконтрольного Игорю Коломойскому УНИАН, сотрудники которого первыми увидели упомянутых «медведей», а теперь обвиняют друг друга в продажности. Удивить видавшее и не такие виды общество трудно.

Но жизнь вовсе не остановилась.

Они идут

Пока Верховный Совет бездействует, украинские наци из ВО «Свобода» не теряют времени зря. Акции неонацистов следуют одна за другой, и сообщения о них всё больше напоминают фронтовые сводки.

Как сообщила пресс-служба МВД, в городе Ахтырка на Сумщине десяток сторонников партии «Свобода» во главе с народным депутатом Украины Игорем Мирошниченко разрушили памятник Ленину. Милиция задержала всех участников этой выходки. Примечательно, что среди них не оказалось местных. Зато, по сведениям правоохранителей, среди задержанных вандалов есть ранее судимые. Местные жители были возмущены актом вандализма неонацистов. Начато уголовное производство по статье 296 УК Украины - «хулиганство».

Накануне Новоград-Волынский городской совет (Житомирская область), тоже по инициативе «свободовцев», принял решение убрать памятник Ильичу с центральной улицы города. В отличие от ахтырцев жители Новоград-Волынского это решение одобрили и даже провели небольшой митинг в его поддержку.

Не оставлена неонацистами и программная цель - уничтожение Крымской автономии. Сделать это «свободовцы» собираются, инициировав всеукраинский референдум. Бесполезно рассуждать о правовой стороне вопроса, поскольку в стране, где возможен «третий тур», главенствует не право, а политическая целесообразность. Нацистов поддержат украинские «оппы» и, вполне вероятно, их западные союзники. Меджлису, потерявшему значительную часть влияния понижение статуса невыгодно, но и он может встать на сторону «ликвидаторов» - просто по традиции выступать «против русских». Нужно ли объяснять, что, если замысел украинских наци увенчается успехом, наибольшие потери понесёт правящая партия - местные элиты лишатся полномочий, а регионалы станут в глазах крымчан «предателями» и лишатся своего «базового» с электоральной точки зрения региона. Так что создаваемому крымскими парламентариями антифашистскому фронту самое время трубить «сбор по тревоге».

Пока не подожгли рейхстаг

14 февраля украинский Центр системного анализа и прогнозирования в ходе заседания за «круглым столом» на тему «О ситуации в стране и путях выхода из кризиса», организованного совместно с Харьковским национальным университетом имени Карасина, представил доклад «Таможенный союз как средство решения экономических и политических проблем Украины». В докладе отмечается, что единственным вариантом спасения для нынешней власти является её переход с «центристских» позиций на «пророссийские». В этом случае, несмотря на неизбежную утрату части союзников и попутчиков, у правящей партии есть неплохие шансы сохранить власть. Эксперты считают неизбежной попытку переворота и советуют правящей партии не дожидаться момента, когда к активным силовым действиям перейдёт оппозиция во главе с неонацистами, а взять инициативу в свои руки.

«Сегодня у действующей власти политический и силовой ресурс пока ещё больше, чем у её радикальных оппонентов. Власть ещё может рассчитывать на лояльность силовых структур (в случае получения ими чётких и недвусмысленных приказов), а также на сохранение лояльности административной вертикали (в целом, за исключением 3-6-и областей). Кроме того, в случае противостояния по вопросу о Таможенном союзе власть может рассчитывать на активную поддержку своих избирателей в базовых юго-восточных регионах, вплоть до их самомобилизации. Даже в столице на сторону власти в такой ситуации могут встать от 25 до 40% избирателей. Однако каждый день легитимность власти в глазах не только населения, но и бюрократической и силовой вертикали снижается. Чем дольше затягивается решение, тем более невыгодным для действующей власти будет расклад сил при противостоянии, тем вероятнее катастрофический проигрыш и тем слабее надежда на победу. В какой-то момент даже идеологизированные избиратели базовых регионов и даже перед угрозой фашистского переворота откажут власти в поддержке, разуверившись в её способности к борьбе, и сделают ставку на региональную самооборону, создание местных «правительств», опирающихся на местных силовиков, а также на парамилитарные структуры».

- Знаете, это очень интересное время. Такого грандиозного социального эксперимента по добровольному помешательству история, наверное, ещё не знала. Лично я очень счастлив, что приходится быть членом этого общества, самоотверженно демонстрирующего всему миру безграничные возможности буйства природы человека. В этом общество жить тяжело, опасно, но почётно, - считает директор центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко. - Наша миссия заключается в поиске достижения пределов человеческой психики, причём на коллективном уровне. Нас не зря не берут в Европу. Они смотрят на нас с ужасом, как смотрели с ужасом в леса Германии римляне, вглядываясь туда - в дубовые чащи, откуда раздавались гортанные крики и поднимался к небу дым костров. Европеец не может проникнуть в дебри, дремучие дебри нашего бессознательного. За этим можно только наблюдать с ужасом, брезгливостью или восхищением. Сегодня мы - варвары. Это нужно признать и понять, что в этом и есть наша сила.

Приложить бы эту силу на благо себе и стране... Но, увы, в украинской истории такого ещё не случалось ни разу.

Николай ФИЛИППОВ.