Нашествие филантропов и мошенников

Симферополь заполонили волонтёры, собирающие деньги в помощь больным детям

17 Февраль 2013 800
Сборщик милостыни.
Сборщик милостыни. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

«Помогите недоношенным малышам! - обращаются к прохожим барышни, прижимая к груди ящички с пожертвованиями. - Не проходите мимо, чужих детей не бывает». А чуть дальше расположился другой сборщик милостыни, уже от иной организации. В другом многолюдном районе города тоже собирают деньги на благотворительные цели. Центральные улицы, рынки, вокзалы - всюду просят. Давать или не давать? Решайте сами.

Под прицелом - больница

- Мы собираем деньги для детской инфекционной клинической больницы на приобретение аппарата искусственной вентиляции лёгких, - поясняет одна из девушек. - Мы из крымской благотворительной организации «Родная Украина», у нас и документы все необходимые есть, и офис. А вот в «Фуршете» какие-то непонятные стоят. Говорят, мол, можете помочь детям продуктовыми пайками, раз уж денег жалко. Но извините, если я приду в больницу с куском колбасы, как на это отреагируют? В первую очередь - организмы самих детей?

- Мы уже собрали сорок тысяч гривен из необходимых семидесяти пяти, - подхватывает другая. - Активнее всего сбор идёт летом, сами понимаете, кто же в холодную погоду стоять будет? Мы тут бесплатно.

Волонтёры охотно делятся адресом организации, от которой работают, находится она на улице Лизы Чайкиной, 1, и телефоном координатора проекта. Офиса мы не нашли, но до координатора дозвонились.

- Мы взяли шефство не над конкретным ребёнком, а над целой больницей, - поясняет он. - Всё официально, через бухгалтерию проводится. Уже на 30 тысяч гривен разного оборудования закупили.

В отделении реанимации, для которого «Родная Украина» обещает приобрести аппарат искусственной вентиляции лёгких, ничего о благотворителях не знают. «Это всё развод», - жёстко говорят медики. Но заместитель главного врача по медицинской части Татьяна Бездольная высказывается мягче: «Лично мне ничего не известно об этой благотворительной организации и её целях».

Успеть к делёжке

Волонтёр, который облюбовал местечко возле столичного Дворца бракосочетаний, представляется Сергеем. Он работает от общественной организации по защите прав и свобод человека «Актив». И объясняет, что она создаёт все законные положения для работы волонтёров, что благотворительный комитет, члены которого равноправны, сформирован внутри организации. Все, кто нуждается в помощи, могут сюда обратиться.

- У нас всё официально оформлено в горисполкоме, - говорит Сергей. - Обещали даже офис выделить, но пока - нет, а из прежнего, который располагался в библиотеке, нас вытурили из-за того, что туда каждый день стали наведываться журналисты. Да и денег дают теперь меньше, всё из-за сюжетов по телевидению, в которых рассказывают о тех, кто на благотворительности хочет нажиться. Все теперь думают, что мы тут чёрт знает чем занимаемся.

На коробочке с пожертвованиями указаны контакты главы организации и мамы мальчика, которому нужно лечение.

- Раньше я сталкивалась с проходимцами, которые, забрав ксерокопии документов, больничных выписок, куда-то пропали, - рассказывает мама Алёна. - А в «Активе» - порядочные люди. Деньги поступают раз в неделю, в среднем это 400 гривен.

Система сбора средств такая: например, маленькому Пете нужны деньги на операцию или лекарства, фото Пети и наклеено на коробках для сбора пожертвований, но деньги потом из этих коробок пойдут не только ему, но всем, кто просил помощи. Урну вскрывают в присутствии трёх человек. Родители сами составляют протокол и общим собранием решают, кому какую сумму выдать. Кстати, и волонтёры работают небезвозмездно. Их заработок тоже вынимается из ёмкости с милостыней.

- Общество само способно себя исцелить и обеспечить, - убеждён глава ОО «Организация по защите прав и свобод человека «Актив» Ростислав Баскаков. - Инвалиды не должны надеяться только на жалкую подачку-пособие от государства. Люди могут и должны помогать друг другу.

Доверяй, но проверяй

- Если хотите помочь, то обязательно проверьте контакты родителей, телефон и адрес больницы, телефон отделения, в котором находится маленький пациент. И обязательно - свидетельство о рождении ребёнка, - рассказывает волонтёр благотворительного фонда «Свет Крыма» Анастасия. - А вот официальный счёт зарубежной клиники, которая взялась за лечение, необязателен, потому что его не всегда можно легко и быстро получить и в него не включены все затраты родителей.

Если волонтёры «чистоплотные», они обязательно получат разрешение на свою деятельность в горсовете.

- Это ведь не выносная торговля, а благотворительность, - продолжает Анастасия. - Горсовет выдаёт бумаги, подтверждающие, что они в курсе того, что вы здесь стоите. И к вам не только не будет претензий, но и милиция обязана будет вас защитить, если что. Увы, 80% людей уверены, что те, кто собирает деньги, даже при наличии у них документов, - мошенники, потому что проходимцев действительно много.

Мошенники, кормящиеся на больных детях, изобретают подставные сайты с историями реальных детей, но «левыми» реквизитами, выдумывают истории или же просто пользуются доверием убитых горем мам и пап. Случается, что деньги собирают на уже умершего малыша. Но бывает и так, что пожертвованная гривна может спасти жизнь. Так что давать или не давать - решайте сами.

Официально

- К счастью, случаев мошенничества, связанных с благотворительностью, не зарегистрировано, - комментирует начальник пресс-службы ГУ МВД в Крыму Ольга Кондрашова. - Для того, чтобы задержать человека, необходимы основания. Милиция не имеет права «трясти» волонтёров без заявления, а таковые пока не поступали.

Ирина КОВАЛЁВА.