Равные условия для особых потребностей

Крымские школы сделают доступными для инвалидов

12 Февраль 2013 458

В Крыму пять с половиной тысяч детей с инвалидностью, но ещё в 2011 году только девять из них обучались в общеобразовательной школе. И такая школа была единственной на полуострове. В 2012 году 157 детей с особыми потребностями смогли учиться в обычных школах.

Об инклюзивном образовании на полуострове впервые заговорили пять лет назад, тогда же начал действовать украинско-канадский проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями на Украине». На международной конференции «Знания, практика и политика», состоявшейся в Симферополе, были подведены первые итоги сотрудничества.

За последние два года в Крыму шаги навстречу инклюзивному образованию стали увереннее. Сегодня 135 учебных заведений автономии архитектурно доступны для детей с особыми потребностями. По словам министра образования и науки, молодёжи и спорта АРК Натальи Гончаровой, чтобы дать родителям выбор, в Крыму должны быть инклюзивными не только отдельные детсады или школы.

- Любое учебное заведение может стать инклюзивным, если в него придёт ребёнок с особыми потребностями, - считает министр.

Однако директора школ такую уверенность не разделяют. Как рассказал нашей газете на правах конфиденциальности директор одной из симферопольских школ, учебные заведения к такому повороту событий не готовы.

- Я поддерживаю социализацию детей с особыми потребностями, но надо быть реалистами. В школах нет пандусов, нет условий в санитарно-гигиенических комнатах. Ведь стоимость одного пандуса - около ста тысяч гривен, не говоря уже об установке лифтов, подъёмников внутри зданий. Обыкновенный ремонт в школе - это проблема. А здесь нужно полное переоснащение. Для особого ребёнка нынешние условия покажутся адом, - поясняет директор. - Кроме того, сокращаются ставки психолога, нет логопедов и дефектологов.

В министерстве эти проблемы знают и соглашаются, что не всё просто и гладко. Но при этом чиновники убеждены, что благоустройство школ должно начинаться не до того, когда там появится ребёнок-инвалид. Этот процесс может проходить параллельно с его приходом в учебное заведение.

- Вопрос не только в том, где найти средства, но и как использовать то, что уже есть. После восемнадцати лет для ребёнка с особыми потребностями всё специальное заканчивается. Поэтому социализировать его надо начиная с детсада, затем в школе, высшем учебном заведении, - уверен начальник управления по делам детей и социальной защиты детства Минобраза Крыма Юрий Трифонов. - К инклюзивному образованию в первую очередь нужно подготовить учителей, чтобы они знали, как вести себя с таким ребёнком.

По словам Трифонова, крымские педагоги уже проходят специализированные курсы. Помимо этого создан банк данных детей с особыми потребностями.

Уполномоченный президента по правам ребёнка Юрий Павленко назвал полуостров одним из лидирующих регионов по внедрению школьного инклюзивного образования. По мнению Павленко, менять нужно не только систему, но и отношение людей к особым детям. Согласно опросам, 95% детей не против, чтобы в их классе учился ребёнок с инвалидностью. При этом 50% родителей с настороженностью относятся к этому, столько же учителей заявляют о том, что они не готовы к обучению детей с особыми потребностями.

- Родители должны понимать, что если в классе есть особенный ребёнок, это хорошо не только для него, но и для здоровых детей, потому что они становятся добрее и ответственнее. Это подтверждается опытом всех классов, где есть такие дети, - уверен Юрий Павленко.

Его мнение разделяет и директор Канадского центра изучения вопросов инвалидности Ольга Красюкова-Эннз:

- 15% населения любой страны - это люди с инвалидностью. Решая сегодня проблемы инклюзивного образования, мы помогаем не отдельным детям, это наши с вами потребности. Хватит взывать к жалости, пора создавать равные условия для всех.

Юлия ЦИСАРЬ.