Семь раз «отстегни»...

За какие нарушения правил водителям поднимут штрафы?

29 Январь 2013 550
Инспекторы уже потирают руки.
Инспекторы уже потирают руки.

В Верховный Совет Украины поступил на рассмотрение законопроект, который значительно ужесточает ответственность за ряд нарушений правил дорожного движения. Если документ будет принят, повысятся не только действующие штрафы, но и появятся новые. Причиной пересмотра схем наказаний чиновники называют новый всплеск аварийности на дорогах.

Коррупционный тариф

Принятое в ноябре 2008 года решение о многократном увеличении штрафов оправдало себя: на дорогах страны резко сократилось количество аварий. Потери сократились более чем в два раза. К примеру, в 2007 году на дорогах погибало по 24 человека в сутки, а в первой половине 2009 года число трагедий уменьшилось до 7-10 человек в сутки.

Однако эйфория продлилась недолго: уже к началу 2010 года аварийность снова стала расти. Эксперты легко выявили причину. По их мнению, в первые месяцы после ужесточения транспортного законодательства сотрудники ГАИ не брали взяток, но несколько месяцев спустя на украинских дорогах сформировался чёткий коррупционный тариф. Чтобы инспектор не оформлял протокол, водитель должен был «отстегнуть» 40-50% от официальной суммы штрафа.

В результате лихачей на украинских дорогах меньше не стало и количество ДТП с гибелью людей снова стало расти. В 2010 году из-за дорожных аварий мы потеряли 4682 человека, в 2011-м - уже 4831. В минувшем году были дни, когда количество погибших за день превышало 25 человек. Это говорит о том, что повышенные штрафы перестали работать почти полностью и система наказания нуждается в очередной корректировке. Авторы законопроекта депутаты Владимир Олийнык и Михаил Чечетов не придумали ничего лучшего, как вновь поднять суммы штрафных санкций.

Не гони!

В отношении скоростного режима в пределах населённых пунктов и на трассах изменений не предвидится: предложение повысить максимально допустимые нормы не прошло. А вот «люфт» между разрешённой скоростью и незначительным «случайным» её превышением урежут вдвое. Придётся раскошеливаться за лишние 10 км/час - 255-340 гривен, за превышение на 20 км/час - 240-510, на 30 км/час - 510-680, на 40 км/час - 680-850 гривен.

Приведённую выше градацию водители со стажем и сами гаишники считают абсурдной. Если автомобиль едет по пустой городской улице, то нет никакой разницы в том, 60 или 70 километров в час его скорость. И наоборот, в час пик лихач, который вылетает из «пробки» со скоростью 100 километров в час, является потенциальным убийцей. Получается, что человеческую жизнь оценили всего в 340 гривен.

Права - обязанности

Возникают вопросы и к новому пункту об ужесточении наказания за езду без прав. Сейчас такое нарушение обходится в 510 гривен. В новой версии сумма возрастает в несколько раз - от 1700 до 4250 гривен. Если же вас лишили права управления автомобилем, а вы продолжаете ездить, штраф составит уже от 4250 до 5950 гривен.

Эксперты считают, что в этом пункте, как и в предыдущем, составители не удосужились разделить различные по своей природе случаи. К примеру, когда блондинка забывает дома права, это - полбеды. А вот, если за руль садится тот, который отродясь прав не имел, тогда это другое. И совсем иная складывается картина, когда управляет машиной преступник, лишённый прав за ДТП с тяжкими последствиями. Есть ещё и четвёртый вариант: когда изрядно пьяный шофёр попросту не желает «светить» свои документы перед патрулём и лжёт, что забыл права дома. Что ж вы их всех под одну гребёнку, господа?

Кроме того, в новой версии КУАП будет добавлена статья 121-3 об ответственности за перевозку детей без автокресел. Под требование подпадают все особы, не достигшие возраста 12 лет и роста 145 сантиметров. Штраф за перевозку детей без спецкресел составит 340-425 гривен. Вот уж поистине золотая жила для правоохранителей, которые смогут «подвести под статью» любых родителей, не захвативших с собой в дорогу метрики своего ребёнка!

Нет дыма без огня

Единственным нововведением, которое заслуживает всеобщего одобрения, эксперты считают возврат проверок уровня выхлопных газов, которые были ещё в советские времена. Если ваша машина чадит, есть риск раскошелиться на 510-850 гривен. За неисправную топливную систему внедорожника, грузовика или автобуса (с объёмом двигателя более 2,4 литра) могут запросить 850-1190 гривен.

Серьёзнее станут наказывать и тех, кто своей безалаберной ездой создаёт аварийные ситуации.
В частности, если в результате столкновения есть потерпевший, получивший пусть самые лёгкие травмы, водителя либо оштрафуют на 2550-3400 гривен, либо лишат прав на 1-2 года. Чтобы не остаться без руля и копейки в кармане, шофёрам слегка «поцеловавшихся» машин лучше решить свои вопросы мирно, с применением европротокола.

Дистанция виновности

Существует ещё несколько новых пунктов, жизнеспособность которых пока повисла в воздухе. Во-первых, водителей вновь намереваются штрафовать с помощью данных систем фото- и видеорегистрации нарушений ПДД. Другими словами, нам хотят вернуть «письма счастья». Получится ли это сделать сейчас, когда в стране не работает единая база данных, во­прос риторический. Неясной остаётся и обеспеченность районных и областных управлений ГАИ стационарными приборами слежения.

Кстати, по неофициальным данным, в Крыму на трассах смогли установить лишь таблички «Ведётся видеонаблюдение», а самих камер там нет и в помине.

Кроме того, с автомобилей планируют убрать всяческие цветные наклейки, рекламные плакаты, незарегистрированные «шашечки» и прочие атрибуты, отвлекающие внимание других участников движения. Это было бы замечательно, но вряд ли удаст­ся. Как, впрочем, и осуществить те пункты, в которых службы планируется карать за не вовремя восстановленные знаки, поломанные светофоры и отсутствие разметки. Если за каждую такую «мелочь» наказывать рублём, то дорожников у нас просто не останется, ведь по-иному работать они, увы, не умеют.

Наталия ГОНЧАРОВА.